Ни для кого не секрет, что захват чужой или государственной собственности всегда был излюбленной забавой наших чиновников. Притом аппетиты рейдеров одинаково распространятся как на торгово-развлекательные центры или фермы, так и на стратегически важные для экономики объекты. Даже Революция достоинства не изменила хищнических аппетитов украинских чиновников, которые сегодня продолжают использовать рейдерские схемы времен Януковича.
Лакомый кусочек
Одно из ключевых для развития Украины предприятий «Химнефтемашпроект» также стало камнем преткновения. Институт десятилетиями занимался проектной деятельностью, однако сегодня это жизненно важное для страны учреждение может прекратить свое существование. Причина банальная − сильным мира сего приглянулись помещения проектного института.
Расположенный в центре Киева, на Печерске, «Химнефтемашпроект» годами считался лакомым кусочком для рейдеров. Еще бы, ведь его основным активом является здание в 6000 кв. м на бульваре Леси Украинки. В нем расположена научная лаборатория, а также архив всех проектов, в том числе и стратегически важных заводов тяжелой промышленности Украины, за деятельностью которых «Химнефтемашпроект» осуществляет надзор.
Чужой долг
Схема рейдерского захвата этого предприятия, как и полагается в таких случаях, была предельно проста и цинична. В марте 2013 года было проведено собрание, на котором согласно документам почему-то голосуют акционеры, которые уже продали свои доли в предприятии, а также те, кто выписал третьим лицам доверенность. В результате «Химнефтемашпроект» становится поручителем почти на 300 000 000 грн. перед банком за два сомнительных предприятия, с которыми проектный институт до этого не имел никаких отношений.
Степан Павлович Гончаренко более 40 лет проработал инженером «Химнефтемашпроект», он уверяет, что фактически никакого собрания по поводу договора ипотеки не было. «Тогдашний директор Владимир Шнейдер на этом так называемом собрании не присутствовал. Никакого собрания в принципе не могло быть, потому что он находился на лечении в Америке, тяжело болел и фактически был нетрудоспособен. Кроме того, акционеры предприятия не были предупреждены должным образом. О том, что собрание вообще произошло, мы узнали со слов замдиректора Присняка и некой Юлии Облицовой, которая числилась как организатор этого самого собрания, где она якобы голосовала по доверенностям!»
После голосования ООО «Финансовый дом Инвестиционный союз», который получил 147 000 000 грн. под залог имущества «Химнефтемашпроекта», и ООО «Ресурс-транзит», который получил еще 120 000 000 грн., исчезают вместе с деньгами. В неизвестном направлении также скрылась Юлия Облицова, уполномоченная особа, которая выступала организатором голосования, на котором институт отдал свое имущество − 6000 кв. м − в залог кредита для двух неизвестных компаний. Собственно, сама Юлия Облицова − личность с довольно сомнительной репутацией, сейчас она находится в международном розыске. Помимо сомнительного поручительства за кредит «Химнефтемашпроекта», на счету Облицовой множество разнообразных афер, проведенных по всей территории Украины, в том числе и доведение до банкротства «Терра Банка» и разворовывание активов вкладчиков.
Независимый юрист Глеб Дармограй допускает, что никакого собрания акционеров вообще могло не быть, потому что мошенникам проще провернуть свои схемы без чьего-либо участия. «В случае с «Химнефтемашпроектом» мы имеем дело с типичным и очень грубым «кидком» по схеме кредитного поручительства. Грубо говоря, если у рейдера есть люди в составе правления желаемого объекта, он может через них предложить акционерам выступить кредитными поручителями для какого-либо предприятия. Разумеется, никто в здравом уме не захочет давать свое имущество под залог кредита неизвестной фирмы, поэтому такие сборы, как правило, фальсифицируют, а документы – «теряют». Сразу же после сделки предприятия, взявшие кредит, вместе с организаторами сделок, загадочным образом исчезают из Украины, счета переводятся в офшоры, а «кинутые» поручители вынуждены рассчитываться заставленным имуществом. А его, к слову, обычно выкупают именно те люди, которые и организовали этот «кидок». Такая вот двойная выгода получается, и кредит за чужой счет взял, и предприятие со всем имуществом по дешевке забрал за долги», – констатировал юрист.
Служительница Фемиды или мамоны?
Через полгода упорной борьбы работникам «Химнефтемашпроекта» все-таки удалось добиться смены руководителя. Новое руководство провело аудит, и после того как афера вскрылась, началось обжалование всех предыдущих действий в суде. До аудита никто из работников даже не знал, что на институте висят такие обязательства. Вместе с акционерами они подали иски в суды, которые выиграли. Работа на предприятии начала возвращаться в нормальное русло. Несмотря на тяжелое время, институт имеет колоссальную проектную нагрузку по важным социальным и промышленным объектам. Например, в Киеве они проектируют два детских садика, роддом, больницу, во Львове − новый Центр предоставления административных услуг, кроме того, Бердянский порт. Тем не менее сегодня все эти проекты оказались под угрозой, потому как Киевский апелляционный суд блокирует все ключевые решения.
Общеизвестно, что древнеримские судьи перед рассмотрением дела задавались вопросом: «кому выгодно?», вот и наше издание решило выяснить, чем продиктована подобная позиция апелляционного суда. Покопавшись в архивах дел, вскоре выяснилось, что во всех заседаниях, которые проиграл «Химнефтемашпроект», участвовала одна и та же судья Мария Дидиченко, под которую даже «разбили» годами работавшую вместе «тройку» судей. Так что в ней такого особенного?
Мария Дидиченко сама по себе личность достаточно известная. Регулярно в СМИ мелькают материалы о том, что судья с весьма скромной официальной зарплатой позволяет себе жить «на широкую ногу». Еще в 2009 году служительница Фемиды «прославилась» тем, что не смогла объяснить происхождение ее квартир в престижных районах Киева, а также роскошного автопарка мерседесов и крайслеров, записанных на маму судьи, сотрудницу детского садика. Позже Мария Дидиченко запомнилась как судья, раз за разом выносившая спорные решения в спорах, касающихся «Укрсоцбанка». К слову, все ее решения так же, как и решения по «Химнефтемашпроекту», отменял следующий суд, однако ни резонанс в прессе, ни угроза расследования ее действий не останавливали эту судью. Именно в результате таких споров всплыла прямая связь Марии Дидиченко с известным депутатом Сергеем Алексеевым, юридическая компания которого, по счастливой случайности, обслуживала «Укрсоцбанк».
Связь судьи с депутатом была настолько крепкой, что в 2015 году в Интернете даже всплыла аудиозапись, на которой тогдашний заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики Сергей Алексеев звонит в банк, чтобы пополнить карточку его гражданской жены − судьи Дидиченко − на 5 000 долларов. Еще более любопытно то, что, структуры депутата Сергея Алексеева связаны с разовыми финансовыми компаниями, которые сейчас судятся за помещение с проектным институтом.
Волчьи аппетиты
Судя по тому, что Мария Дидиченко позволяет себе выносить столь рискованные решения, у судьи есть серьезное лобби, позволяющее ей усидеть в своем кресле, и отступать от своих интересов она не намерена. Поэтому наше издание решило выяснить, чем чревата для Украины потеря «Химнефтемашпроекта», который десятилетиями осуществляет авторский надзор за ключевыми социальными и промышленными объектами нашей страны.
Специалист по системам архитектурного проектирования Виталий Неженов констатирует, что потеря «Химнефтемашпроекта» может поставить крест на инвестициях в крупные промышленные объекты Украины, потому как любые действия с этими объектами должны прорабатываться со специалистами, спроектировавших их. «Это абсолютная норма, заложенная в законодательстве. В западных странах бизнесмены очень педантично относятся к проектной документации. Ни один уважающий себя инвестор ни копейки не вложит в предприятие, которое не сопровождается техническим надзором. Ведь они понимают, что при расширении и инвестировании необходимо согласовывать все свои действия с первоначальным проектантом. А насколько мне известно, «Химнефтемашпроект» спроектировал десятки крупных заводов и фабрик по всей территории Украины, в том числе «Большевик», «Титан», «Маяк» и прочие… Без архивов института любая дальнейшая эксплуатация сооружений этих заводов – невозможна. Проще говоря, не имея авторского надзора многие объекты, спроектированные этим институтом, будут парализованы, и об их реанимации, как в случае с заводом «Большевик», даже речи не будет идти», – отметил архитектор.
Тем не менее у сильных мира сего очевидно свои взгляды на экономику Украины. И для них «отжать» 6000 кв. м на Печерске стоит того, чтобы выкинуть на улицу коллектив проектного института, 72 года проектировавшего стратегические объекты по всей территории Украины. Это помещение, по всей видимости, стоит и того, чтобы нарушать судейскую этику и с помощью купленных судей раз за разом принимать «правильные» решения. Ну и, разумеется, здание на бульваре Леси Украинки стоит того, чтобы окончательно свести на нет инвестиционную привлекательность Украины. Впрочем, так это или нет − мы узнаем совсем скоро, ведь очередное апелляционное слушание по очередному выигранному делу института запланировано на 17 августа и, разумеется, Мария Дидиченко в очередной раз будет в судейском составе.