Дмитрий Санин
17:06 08/06/2013

Сериальная мода: турецкая наложница, украинский гарем

Два равноудаленных телевизионных события намедни перехлестнулись во времени и пространстве. Ввиду своей «идеологической» важности. Первое. Украинский «1+1» резко меняет сетку вещания и заполняет турецким сериалом «Великолепный век. Роксолана» весь свой вечерний прайм-тайм, выбросив к чертовой бабушке поп-шоу собственного производства! Второе. Российский лидер телевещания – «Первый канал» — расчищает и свою эфирную сетку для возвращения бразильских страдалиц: с июня начинается победное шествие новейшего грандиозного полотна «Проспект Бразилия». Не симптомы ли какие? 

Важно напомнить, что турецкий блокбастер «Великолепный век» изготовлен нашими трудолюбивыми друзьями еще в 2011 году. Его  давно облюбовали не только на родине, но и в других странах. Чем больше его критиковали, тем аппетитнее смотрели. В этой связи,  подчеркну, сиятельный Верховный Совет турецкого радио и телевидения обвинил создателей в искажении фактов турецкой истории. Якобы было получено свыше 7000 жалоб от телезрителей. Ох уж эти прекрасные наивные турецкие зрители. Если б они смотрели украинский сериал на ту же тематику с Ольгой Сумской в главной роли, то жалоб бы было не 70 тыс., а 7 млн! Мы-то еще помним то декоративное убожество и потуги изобразить пышные гаремы и клюквенные страсти.

В то же время турецкое произведение сериального искусства мертвой хваткой захватило украинских домохозяек. Сюжет о Сулеймане Великолепном и его коварных женщинах (одна из которых Хасеки Хюррем Султан, она же Роксонала, она же актриса Мерьем Узерли) отличается размахом, красотой, выразительными актерскими работами (даже в рамках заданного формата).

Ясное дело, по этому сериалу бессмысленно сверять учебники истории. Точно так же, как и нелепо изучать историю Франции по романам Анны и Сержа Голон «Анжелика».  Ведь Анжелика и Роксолана уже давно прописаны на обитаемом острове массовой культуры. Поэтому какой с них спрос? Спрос только с создателей того или иного многосерийного чуда. И в этом плане турецкий производитель не подкачал. Даже делая скидку на «низкий жанр», на пищу для домохозяек, нельзя не удивиться тщательности, с которой тамошние создатели пытаются разрабатывать характеры, сюжетные схемы, исторический колорит, наряды героев. Не зря именно для этого проекта в Турции выстроили специальный громадный павильон (общей площадью 5000 кв. м). И не зря впоследствии этот проект приобрело оптом аж 70 стран.

Это все к тому, что, как известно, наши отечественные сериалы все поголовно снимаются в одном и том же сарае. И уже даже в голову никому не приходит требовать от них какого-либо качества, творчества, правдоподобия. О таланте вообще никто и не заикается.  

И вот когда месяц назад «1+1» в который раз повторял турецкую сагу о Роксолане, освободив для нее лучшее вечернее время (после 20.00), что-то стало вырисовываться на нашей общей телекартинке. Очевидно, наш зритель мало-помалу начал уставать от сериальной халтуры местного производства. Как  украинской, так и российской халтуры. Наш требовательный телезритель, наконец, заскучал по красивой жизни за морями-океанами и в других эпохах. Можно иронично воспринимать игру турецких или бразильских актеров в длинных теленовеллах. Но в чем им никогда не откажешь, так это в искренности и  самоотверженности создания образов. Глаза их горят, щеки пылают. Страсти в клочья. «Те» заморские сериальные герои разительно отличаются от наших местных сомнамбул, которые в разных фильмах преступно и бездарно одинаковы. И, к счастью, зритель это начинает понимать, подустав от отечественных алчных статистов, чей съемочный день в десять раз превышает ежемесячную зарплату шахтера под землей. Итак, дорогу диким розам, простомариям, тропиканкам, марианнам, роксоланам! И другим колоритным чудесам. Мы уже ждем их – не дождемся. Ну а наши алчные статисты пускай отдохнут или потренируются в театрах. Или же, памятуя Островского, пусть себе идут туда, где им самое место – в буфет!

Читайте также по теме