Традиционно многие украинцы откладывают крупные покупки на постпразднечный сезон распродаж, когда продавцы делают скидки на большинство товаров и продуктов. На Западе распродажи приходятся на католическое Рождество, 25 декабря, в Украине же этот период стартовал уже после Рождества православного. Однако кризис внес свои коррективы, и теперь акционные предложения заманивают хоть каких-то покупателей в магазины практически круглый год. А для многих жителей Украины именно товары со скидками дают единственную возможность совершать покупки. Впрочем, отечественные продавцы нередко прибегают к различным махинациям для того чтобы остаться на плаву и получить максимальную прибыль. ГолосUA выяснил, как торговые сети наживаются на покупателях в период массовых распродаж.
Умолчишь об акции – скидку в карман
Киевлянка Анна на днях составила компанию подруге, которой срочно понадобились сапоги. В одном из магазинов известной обувной сети девушка нашла подходящую пару. Когда выбор был сделан в пользу покупки, Анна тоже решила приобрести себе такие же. В итоге девушки отправились на кассу вместе. Расплатившись за покупки, подруги вышли из магазина и увидели на витрине баннер с сообщением об акции: «берешь пару – на вторую -50%». Естественно, они поспешили вернуться в магазин и выразили свое возмущение, что ни продавец на кассе, ни консультант в торговом зале не сообщили им об акции. Изобразив на лице удивление, продавец парировала, что, мол, как можно было не заметить рекламу акции?! И сначала категорически отказалась делать возврат товара, ссылаясь на отсутствие документов у покупательниц, но потом решила уладить конфликт по-хорошему и вернула разницу.
Алина, бывший консультант в магазине популярного молодежного бренда одежды, охотно поясняет ситуацию: продавцы в магазинах всегда получают существенную прибавки к зарплате с помощью подобных махинаций на акциях. Полученные после продаж товара чеки суммируются, и если покупатели акцией не воспользовались, то скидку с удовольствием присваивают себе сотрудники магазина.
Акционная цена – обман
Но есть приемы, которые позволяют обогащаться уже собственникам магазина. Так, по словам Алины, в период распродаж руководство просит класть некоторые вещи из новой коллекции вперемежку с акционными: человек уже примерил вещь, принял решение о покупке, а уже на пути к кассе обнаружил, что стоит она не 199 грн, как обещано в стикере на стойке, а, скажем, 499. Многие все же берут, несмотря на обидное разочарование.
По словам директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, большие скидки в отечественных магазинах – это всего лишь приманка для покупателя. Как правило, скидок выше 40% в наших магазинах не бывает вообще, в отличие от распродаж в Европе и на Ближнем Востоке (Милан и Дубай), где максимальные скидки действительно достигают 70%.«У нас в стране скидка 20-30%, как правило, традиционно является максимальной во многих магазинах. Между тем я знаю, что, например, некоторые одежные сети, как исключение, делают скидки и до 50%», — поясняет специалист.
В нынешних же условиях – об это предупреждают все специалисты – продавцы попросту «рисуют» скидку, указывая первоначальной явно завышенную цену, создавая, таким образом, иллюзию баснословного снижения стоимости. Так, заместитель главы правления Всеукраинской общественной организации «Союз потребителей Украины» Олег Цильвик уточняет, что к этому часто прибегают продавцы техники и бытовых приборов. «Чаще всего фиксируются такие факты, когда накануне акционных предложений или праздников на товар искусственно завышают цену или просто указывают, что предыдущая цена была выше и оставляют цену, которая была ранее, создавая лишь иллюзию скидки. Этим не пренебрегают крупные торговые сети, поэтому это действительно распространенное явление в Украине», — сообщил он.
Просрочка, неликвид, маленький вес –сгодится все
Но самые «опасные» акции, по словам О. Цильвика, на сегодняшний день предлагают собственники продуктовых супермаркетов. «Такого размаха злоупотреблений не было давно. Из-за того, что покупатели не могут себе позволить многое, сегодня вы по акционным предложениям можете приобрести просроченную, с перебитыми датами, некачественную продукцию. В Украине все чаще наблюдается такая тенденция, когда под акцию попадает та продукция, которая не пригодна к употреблению. Это что касается продуктовых супермаркетов», — поясняет он. По словам эксперта, особенно опасны мясная и рыбная продукция, которую перепаковывают, приклеивая стикер с новой, неправильной датой. Еще есть шоколад, чай, кофе, отравится которыми невозможно даже по истечению срока годности.
В свою очередь, замдиректора Центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Нина Кильдий сообщила, что под акции может попасть продукция с меньшим объемом. Так, например, красная икра, популярная в зимние праздники, по ее словам, раньше продавалась в банках, в основном по 120 г, сейчас же чаще можно встретить по 100 г, однако часто встречаются баночки по 80 г. В таком случае, по ее словам, покупатель часто может прельститься более низкой ценой, не обратив внимания на вес продукта.
Поэтому, согласно совету экспертов в области отечественного шоппинга, в период распродаж ходить по магазинам нужно особенно тщательно, а обычные акции в супермаркетах лучше и вовсе обходить стороной.