На вчерашнем заседании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций международные дипломаты не смогли прийти к общему мнению относительно создания Международного трибунала (МТ) по расследованию обстоятельств крушения в июле прошлого года над Донбассом малайзийского «Боинга-777». Соответствующую резолюцию, предложенную Малайзией, на правах постоянного члена СБ ветировала Россия. Таким образом, принятие соответствующего документа откладывается на неопределенный срок. По мнению аналитиков, в данном случае речь идет о дипломатической коллизии, которая может негативно сказаться на будущем Совета.
Произошло то, чего, по сути, и стоило ожидать. Еще накануне президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте довольно резко заявил, что в учреждении соответствующего Трибунала попросту нет смысла. «Это нецелесообразно и бессмысленно, — резюмировал, в частности, он. – Расследование обстоятельств трагедии и без того продолжается в эффективном формате». «Эффективный формат» — это Резолюция СБ ООН 2166, предусматривающая проведение ряда экспертиз, опрос свидетелей и новые проверки технических характеристик «Боингов» подобной модели. Не более. МТ, в свою очередь, получил бы право осудить возможных преступников, сбивших упомянутый самолет и впоследствии пытавшихся помешать следствию по этому делу.
Не получилось. За создание Трибунала высказались 11 стран-членов СБ, против -1, воздержались – 3. Следует особенно отметить, что воздержавшиеся – традиционные союзники России по Совету Безопасности: Китай, Венесуэла и Зимбабве. Официальный Каракас в этой связи заявил, что создавать новую структуру, безусловно, стоит, но для начала необходимо четко прописать ее устав и определить полномочия ее юристов и судей. Пекин от комментариев пока отказывается. Россия же, воспользовавшись своим правом вето, на дальнейшее обсуждение новой резолюции наложила запрет – к этому вопросу СБ не вернется, по меньшей мере, два года.
Представитель США Саманта Пауэр с плохо скрываемым раздражением заявила журналистам, что не понимает, почему РФ не желает «в сжатые роки» наказать виновных в гибели «Боинга». «Трибунал смог бы докопаться до истины и показательно судить тех, кто отнял жизни мирных людей, — несколько патетически сказала она. – Сейчас же мы снова оказались в тупике». А вот министр иностранных дел Украины Павел Климкин, похоже, в этом контексте надежды и оптимизма не теряет. По его словам мировое сообщество будет искать новые пути и юридические возможности для учреждения пресловутого МТ. Мнение Климкина разделили представители Австралии и Малайзии. Так, австралийский премьер Джули Бишоп официально заявила, что Канберра станет добиваться наказания виновных «несмотря ни на какие коммюнике Совбеза», а малайзийский министр транспорта Лиоу Тионг назвал решение СБ «неправильным и опасным сигналом, являющимся шагом назад в дипломатии». В сущности, пути выхода из создавшегося тупика действительно есть. История ООН знает прецеденты, когда подобные международные структуры создавались в обход позиции Совета Безопасности. Так, например, произошло с Трибуналом по Ливану конце семидесятых годов и с Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) в середине девяностых. «Если МТ по малайзийскому «Боингу» все-таки будет создан, это нанесет существенный удар по имиджу Совбеза как такового, — сказал в комментарии ГолосUA американский обозреватель Дэвид Барству. – Это будет означать, что решения структуры тем или иным образом можно будет обойти. Но в данном конкретном случае, конечно, восстановления истины стоит добиваться любыми способами. Нет никакого сомнения, что рано или поздно эти способы будут найдены».
Справка ГолосUA. Самолет «Боинг-777» «Малайзийских авиалиний», выполнявший плановый рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел катастрофу в районе с. Грабово (Донецкая область) 17 июля 2014 года. Все находившиеся на борту 298 человек погибли. По предварительным данным, лайнер был сбит наводящейся ракетой.