Димитрий Бабич
10:00 05/09/2015

Шаг вперед: Китай вновь заявил о себе как о главном персонаже на геополитической сцене

Прошедшие в КНР торжества в честь 70-й годовщины разгрома Квантунской армии Японии и состоявшиеся в их рамках встречи на высшем уровне в очередной раз продемонстрировали всему миру: коммунистический Китай окончательно закрепил за собой статус сверхдержавы – государства, играющего едва ли не основную роль в мировой экономике и международной дипломатии. Подписанные в Пекине принципиальные соглашения о развитии и торговле между членами ЕврАзЭс, ШОС и Брикс, а также принятые резолюции в области российско-китайского, индийско-китайского и бразильско-китайского военного сотрудничества заставили аналитиков практически в один голос констатировать: по количеству реализуемых перспективных программ Китайская Народная Республика в десятки раз опередила США и страны ЕС вместе взятые. Накануне это был вынужден признать официальный Вашингтон.

В сущности, китайское руководство, образно выражаясь, отвесило Америке звонкую оплеуху. Прежде всего, дипломатическую. Вопреки настоятельным рекомендациям Белого Дома, оно не только пригласило на праздничные мероприятия президента России Владимира Путина и его ближайшее окружение, но и подчеркнуло, что московская делегация будет пользоваться в Поднебесной всеми правами почетных гостей. «Не стоит забывать, что именно Красная Армия внесла неоценимый вклад в победу над Японией во время Второй мировой [войны], — заявил глава КНР Си Цзиньпин. – Никакие западные санкции такую память и дружбу Пекина и Москвы уничтожить не смогут». В этой связи целый ряд аналитиков, и не только (а, вернее – не столько) китайских, не без доли иронии заявили: Пекин грамотно поставил на место Госсекретаря США Джона Керри. Последний несколько дней назад имел неосторожность раскритиковать взаимоотношения РФ и КНР, подчеркнув, что Китаю не стоит заигрывать с Россией, санкции против которой ввел «весь цивилизованный мир». Пекинский ответ не заставил себя ждать: в отличие от российской делегации, Соединенные Штаты на торжествах в китайской столице были представлены чиновниками среднего ранга.

Дальше – больше. В ходе так называемой «предварительной встречи» представителей оборонных ведомств КНР, РФ и Индии стороны достигли принципиального по нынешним меркам соглашения об укреплении сотрудничества в военной сфере. Полный текст соглашения пока содержится в строжайшем секрете, однако, по некоторым данным, в ближайшем будущем Пекин обязуется поставить Дели современное оружие на общую сумму в $500 миллионов и провести совместные с РФ масштабные учения ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Не иначе, как принципиальными, можно назвать достигнутые в том же Пекине международные соглашения об участии подразделений китайской армии в миротворческих операциях. Причем, в данном контексте речь идет не только о странах Азии – не исключено, что в ближайшее время военные из Китая приступят к выполнению специальных операций по поддержанию порядка в государствах Ближнего Востока и Северной Африки. Несмотря на то, что этот механизм пока окончательно не отработан, эксперты уже вовсю говорят о новой роли Китая на поприще урегулирования локальных конфликтов. Кстати, свою далеко не второстепенную роль Пекин вполне может сыграть и в восстановлении мира на Донбассе. «Речь, конечно, не идет об отправке в мятежный украинский регион китайских военнослужащих, — сказал в комментарии ГолосUAаналитик в сфере международного права Клаус Хофф (Бельгия). – Но, как постоянный член Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, КНР, безусловно, имеет полное право участвовать в принятии специальных резолюций относительно будущего Донецкой и Луганской областей». И это действительно так. Предполагается, что на предстоящем заседании СБ ООН Пекин представит собственное видение выхода из донбасского кризиса. «Вероятно, китайский план, основанный на замечаниях российской стороны, будет отличаться от американского, — подчеркнул независимый эксперт Къяртан Селнес (Норвегия). – Но Вашингтон и его союзники будут обязаны с ним считаться».

И еще одно. В кулуарных разговорах на пекинских встречах всерьез звучали вопросы перехода Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)  во внутренних операциях на юань, а также возможность предоставления Китаем  дополнительных займов как азиатским, так и европейским державам. «Таким образом, КНР сделала еще один шаг в геополитике, доказав дееспособность проводимых местной компартией внутренних реформ», — отметил К. Хофф.

И с этим мнением трудно не согласиться. 

Читайте также по теме