Накануне местных выборов в родном городе Президента Украины Владимира Зеленского очень неспокойно. Пока глава державы катается по областям и инспектирует дороги и местные кофейни, в Кривом Роге под землей сидят шахтеры. Что происходит на родине Зеленского и к чему приведут забастовки — разбирался Голос UA.
Стоит сказать, что шахтерской профессии в Украине давно уже не видно ни славы, ни почета. С конца 1980-х шахтеры перестали получать большие зарплаты и столкнулись с постоянными задолженностями по выплатам. Им все чаще убирают льготы, а шахты – закрывают.
Такая ситуация нередко приводит к протестам, причем когда шахтерские каски стучат по граниту возле Кабмина и Верховной Рады, власть лишается своих кресел. Один из самых мощных и знаковых протестов произошел в 1998 году. Тогда три недели шахтеры шли в столицу через десятки украинских городов.
«Давайте не забывать 1998 год, — вспоминает глава Независимого шахтерского профсоюза, нардеп Михаил Волынец. – Тогда более 15 тысяч горняков из города Первомайск Днепропетровской области, Павлограда, Терновки пришли в Днепр, но их вопросы не решили. Тогда они выбрали тысячу самых сильных духом и телом молодых людей, и они пешком пришли в Киев. Только после этого их услышала власть».
К слову, тогда пикет закончился трагедией: 14 декабря 1998 года один из горняков, отец троих детей Александр Михалевич совершил акт самосожжения. В предсмертной записке он писал, что не верит, что шахтерам отдадут долги по зарплате и устал от издевательства со стороны руководства шахты и администрации. Спустя 3 дня после трагедии горнякам выплатили все долги.
Пикет криворожских шахтеров 2020 года сравнивают с пикетом 1998-го. И горняки уже пришли в столицу: 15 сентября, на 13-й день протестов, шахтеры и предприниматели Кривого Рога пришли в правительственный квартал Киева.
«Молчит земляк протестующих — президент. Молчит министр здравоохранения, у которого в эпидемических условиях несколько сотен граждан находятся в замкнутом пространстве среди грибков и плесени. Отмалчивается владелец, чьи люди доуправлялись до кризисной ситуации», — говорит М. Волынец.
К слову, владельцами шахт-забастовщиков являются украинские олигархи. «Октябрьская» принадлежит КЖРК, в его состав входят четыре шахты, а основным акционером комбината является компания Starmill Limited. Этим объектом как раз владеют Ринат Ахметов, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. Их доля составляет 99,88% акций.
Забастовка в Кривом Роге началась 2 сентября. Тогда горняки шахты «Октябрьская» отказались подниматься наверх после смены. Они объявили бессрочную акцию протеста, требуя повысить зарплату и вернуть льготы. Сегодня участники и участницы подземных забастовок находятся во вредных для здоровья условиях — шахтные тоннели не приспособлены к круглосуточному пребыванию в них.
«Это далеко не первая забастовка шахтеров, которые отказываются возвращаться на поверхность, потому что им регулярно задерживают заработную плату по полгода и даже более. Когда нынешний премьер-министр Денис Шмыгаль получил свой пост, первым поручением от Президента Зеленского было решить данную проблему. Премьер занимает вою должность уже более полугода, но проблема, как видим – не решена», — напомнил эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.
В первые дни протестов к шахтерам приезжали нардепы и местные власти. Отметим, что на фоне местных выборов, ситуация с горняками может быть использована в целях пиара. 7 сентября к участникам автопробега в поддержку шахтеров вышел мэр Юрий Вилкул. Градоначальник подчеркнул, что считает требования активистов справедливыми, но у него нет рычагов давления на КЖРК.
8 сентября в Кривой Рог приехали заммини стра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Юлия Свириденко, нардепы Юрий Корявченков, Елена Криворучко («Слуга народа») и Михаил Волынец («Батькивщина»). В тот же день Свириденко спустилась в шахту для переговоров с горняками, а затем устроила встречу с нардепами. 12 сентября Корявченков и Криворучко спустились к шахтерам «Октябрьской» с предложением о переизбрании глав профсоюзов. Это предложение встретили негативно.
«Они в нарушение международных норм и стандартов, действующих законов и здравого смысла, пытались снова запустить шахтеров с их требованиями и проблемами по большому кругу. Суть их аферы в следующем: захватить профсоюзы через изменение руководящих органов профсоюзов; выйти на внесение изменений в коллективный договор, где они «якобы — если бы» урегулируют тарифные ставки и оклады», — заявил М. Волынец.
По его словам, народные депутаты посеяли недоверие протестующих и трудовых коллективов, как к власти, так и руководящим органам комбината. Теперь надо начинать все с начала.
В сложившейся ситуации, многие эксперты винят государство, которое не выступило арбитром в конфликте шахтеров и руководства КЖРК. По мнению А. Павловского, в Украине отсутствует социальный диалог.
«Государственное регулирование в том же и заключается, что государство должно поддерживать социальный диалог и выступать посредником между профсоюзами и работодателями. На практике же, в качестве работодателей выступают олигархи, профсоюзы слабы, а само государство играет на стороне сильного работодателя», — считает эксперт.
Политолог Валентин Гайдай уверен, что государство обязано найти средства для погашения долгов перед шахтерами.
«На финансирование полиции деньги нашли», — напомнил политолог.
М. Волынец также считает, что в сложившейся сложной ситуации нужно искать компромисс между работодателем и шахтерами.
«Я вижу решение вопроса в поиске компромиссных решений с обеих сторон», — подчеркнул он.
Главный вопрос, который витает над криворожскими шахтами – что будет дальше? Горняки уже доказали свою решимость, а руководство КЖРК терпит убытки. Более того, на фоне местных выборов, да еще и в родном для Зеленского городе, такие забастовки долго продолжать не захотят.
«Это очень важное место для президента, — уверен политолог Алексей Якубин. – Это попытка использовать его обещания, чтобы достучаться до президента, тем более, что шахтеры выдвигают требования, связанные с зарплатой – она очень низкая, плюс есть долги. Для этой проблемы должно быть государственное решение, в том числе политическое. Сама ситуация, в которой оказались криворожские шахтеры, должна вызывать резонанс у Зеленского – это его родной город и он достаточно много говорил на эти темы. Несмотря на то, что в олигархических интересах стоит нерешение этой проблемы, я думаю, что резонанс проблемы пойдет в пользу шахтеров. При позитивном решении вопроса, это может быть засчитано в актив президента. У «Слуги народа» очень серьезно относятся к тому, чтобы именно их кандидат победил в Кривом Роге на мэрских выборах. И очевидно, что тема шахтеров, будет на это очень влиять».
По мнению политолога, забастовки шахтеров поднимают более глобальный вопрос: что будет с украинскими шахтами в будущем.
«Вопрос с шахтерами актуализирует и вопрос об оплате труда, и вопрос о продуктивности труда: она несоразмерима с оплатой труда. Это еще шире поднимает вопрос о государственном регулировании и государственной стратегии в этом вопросе», — говорит А. Якубин.