Антикоррупционный суд, по экспертному мнению, не будет использоваться для защиты интересов граждан Украины. Дескать, цель — влияние на выборы. А эффективность инспирированных США антикоррупционных органов сомнительна.
Эффективность — 1% в год
Глава Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артем Сытник заявил, что расследованные антикоррупционными органами дела «потихоньку гниют» в украинских судах.
« Мы каждый день читаем: тому уменьшили залог, того освободили из-под стражи, того восстановили в должности…» — рассказал Сытник.
В то же время, он выступил за скорейшее создание антикоррупционного суда.
Как известно, Президент Петр Порошенко ожидает от парламента рассмотрения законопроекта об Антикоррупционном суде в начале работы следующей сессии (стартует 6 февраля-авт.).
Артем Сытник заявляет, что для запуска антикоррупционного суда достаточно 80 судей.
«Мы так подсчитывали, исходя из той нагрузки, которую мы даем судам, и исходя из сложности дел, можно создать где-то 11 коллегий, то есть можно уложиться в 80 судей», — сказал он на презентации результатов опроса Американской торговой палаты о восприятии бизнесом коррупции в Украине.
Согласно опросу представителей международных компаний, в 2017 году 96% бизнесменов считали, что коррупция является широко распространенным явлением в Украине.
В 2016 году этот показатель составлял 97%, в 2015 году — 98%, а в 2014 — 99%.
Следует напомнить, что 14 октября 2014 года было создано Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), которое занимается декларированием чиновников.
16 апреля 2015 года — было создано НАБУ, призванное расследовать коррупцию в высших эшелонах власти.
30 ноября 2015 года была создана Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) которая представляет в судах обвинения по делам, расследованным НАБУ.
Создание этих органов снижало восприятие коррупции на 1 % в год в опросах Американской торговой палаты.
50% респондентов, опрошенных Американской торговой палатой в Украине, убеждены в эффективности деятельности Антикоррупционного бюро в Украине, сообщили в НАБУ.
Однако ранее генпрокурор Юрий Луценко критиковал НАБУ за неэффективность. Он заявлял, что это агентство конфисковало лишь 26 тысяч гривен в пользу государства за все время своей деятельности. Луценко говорит, что из 50 дел, которые за прошлый год НАБУ смогло передать в суд, 20 были по материалам СБУ и ГПУ.
Сейчас на очереди создание Антикоррупционного суда, что является обязательством украинской власти перед зарубежными партнерами.
Этот суд должен завершить создание независимой вертикали органов противодействия коррупции. Вертикаль состоит из НАПК, НАБУ и САП. «И теперь важно получить вдобавок к этому адекватную судебную систему, которая сажала бы за решетку коррупционеров, вина которых доказана НАБУ и САП», — поясняла посол США Мари Йованович.
«Либо объявить дефолт»
В частности, из-за проволочек с созданием Антикоррупционного суда возникла задержка с получением транша Международного валютного фонда.
Министр соцполитики Андрей Рева заявил, что в случае прекращения сотрудничества с МВФ Украине грозит дефолт. «Если мы прекращаем сотрудничать с Фондом, они говорят: «Нет вопросов, тогда возвращайте деньги». Вот тогда нам придется либо забрать средства из бюджета, либо объявить дефолт», — подчеркнул он.
Отметим, что Нацбанк на 2018 год заложил в планы получение двух траншей от МВФ, в I и III квартале, на общую сумму 3,5 млрд долларов.
При этом страна уже должна МВФ 12,1 млрд долларов.
Экономический эксперт Виктор Скаршевский написал в Facebook, что в четверг 1 февраля Украина выплатит МВФ 87 млн долл процентов по прежним долгам.
А 5 февраля, – погасит долг на сумму 374 млн долл. « Причем это уже выплаты по долгу, взятому не предыдущей властью, а нынешней – в 2014 году», — пояснил он.
Эксперт отмечает, что Украина выплатит МВФ только в феврале 461 млн долл. Всего, в рамках сотрудничества с МВФ, в 2018 году Украина выплатит ему почти 2,5 млрд долл.
На этом фоне Президент Петр Порошенко встретился с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард на Всемирном экономическом форуме в Давосе. По результатам встречи звучали заявления о дальнейшей поддержке со стороны Фонда.
Петр Порошенко в частности сказал: «Мы находимся в постоянной кооперации с МВФ. Моя инициатива по созданию антикоррупционного суда находится в парламенте, и мы ускорили встречу юридических экспертов, чтобы подготовить этот законопроект ко второму чтению».
Следует пояснить, что МВФ раскритиковал президентский законопроект о создании антикоррупционного суда, и потребовал его отозвать из парламента. Западные партнеры, в частности, недовольны тем, что при формировании суда у международных экспертов будет только совещательный голос, а решение будет принимать комиссия, подконтрольная власти.
Политолог Алексей Якубин констатирует, что украинская власть не хочет создавать Антикоррупционный суд на условиях Запада.
Дескать, Запад видит создание Антикоррупционного суда как продолжение выстраивания одной большой экосистемы под выборы 2019 года, с помощью которой можно производить отбор украинского правящего класса, отметил политолог.
Якубин считает, что выстраивание единой системы Западу нужно, чтобы в канун выборов использовать эту систему против некоторых политиков и совершить перезагрузку украинской политической системы.
Но правящий класс в Украине не согласен с таким развитием событий. «Появление Антикоррупционного суда не решит проблемы в стране, ничего этот суд не решит. Эта структура не будет использоваться для защиты интересов граждан Украины», — сказал он.