Шесть примет последней сессии парламента

Сессия Верховной Рады, которая торжественно откроется 7 февраля 2012 года, станет последней для многих участников нынешней парламентской пятилетки. Такова се ля ви…  Многие уже сейчас испытывают ностальгические чувства: ведь столько событий связано с Верховной Радой. Одна «смена» конституционного режима, снизившая роль законодательного органа, чего стоит. А «посадка» лидеров оппозиции? А новый закон о выборах по правилам 50 на 50? И хотя многие пренебрежительно называют парламент 6 созыва бездейственным и марионеточным, последняя сессия покажет, кто есть «ху». Как правило, именно перед финишем происходят наиболее знаковые события, и мы постараемся представить себе отличительные особенности  последнего парламентского сезона.

Первое. Нынешнему составу Верховной Рады предстоит вплотную столкнуться с Конституционной ассамблеей. Виктор Янукович недавно подписал указ о ее «имплементации»: с апреля месяца 100 « яйцеголовых» (в том числе, и депутатов) должны  наработать основные положения новой Конституции, а парламент их утвердить. Неудивительно, что сегодня  активно обсуждается состав «рабочей группы», которой предстоит переделать Основной закон согласно сиюминутным политическим интересам. Оппозиция бурно сопротивляется, не желая легитимизировать преступный процесс конституционного передела своим участием. Никто не хочет быть «александром морозом» и это понятно: единственный опыт внесения изменений в Основный Закон трудно назвать удачным.

Большинство специалистов склоняются к мнению, что конституционная реформа в 2004 году была проведена с очевидным нарушением процедуры: под  президентские выборы. Проще говоря, третий тур Ющенко был обменен на политреформу. Что вышло из этого бартера тоже все помнят… В рамках права конституционную реформу можно провести путем внесения комплексных изменений в Конституцию Украины в порядке, предусмотренном ее разделом XIII, или принятием новой редакции Конституции Украины на всеукраинском референдуме.

Референдум сразу отпадает: опять-таки потому, что уже есть негативный опыт проведения такого плебисцита в 2000-м году «директором парламента» А. Волковым. Все закончилось провалом в Верховной Раде, хотя народ на 110% был «за». Стоит ли множить конституционный негатив? Поэтому пока глава государства остановился на промежуточном варианте: проводить не конституционную реформу, а сразу менять Основной Закон.  Тем более, что Конституция Украины, как большинство европейских конституций, не содержит четких положений о процедуре принятия нового Основного закона государства.  Но вот так просто взять и «написать» Конституцию нельзя: необходимо учитывать роль народа в принятии Основного закона своей страны. Поэтому «в интересах общества» и для легитимизации процедуры принятия нового Основного закона создан уполномоченный орган учредительной власти — Конституционная Ассамблея.

Задача президента и парламента — «наполнить его смыслом» и запустить. Вполне очевидно, что новая Конституция пишется с прицелом на 2015 год — год президентских выборов. Януковичу необходимо сохранить власть в своих руках, причем власть, максимальную. В качестве «бонусов» также неплохо урезать полномочия ВР, «освободиться» от конституционных гарантий в плане образования, медицины, социальной помощи: для  окончательных и законных реформ в этих сферах. Поэтому власть всеми силами будет добиваться активизации Конституционной асамблеи  и утверждения нового Основного закона на последней сессии Верховной Рады: а вдруг следующий парламент не будет таким «ручным»? 

Второе.  Заключительная сессия  парламента будет ознаменована и последним «всплеском» переходов из фракции во фракцию. Перед выборами окончательно закрепится состав оппозиционных и провластных групп, перебежчики «последнего оттока» будут искать себе место в парламентских списках проходных участников. Впрочем, процесс уже стартовал: 4 февраля  народный депутат из фракции «Наша Украина — Народная самооборона» Андрей Парубий написал заявление о выходе из партии «Наша Украина» в связи с идейными разногласиями с Виктором Ющенко.

Как отметил депутат, он не видит возможностей, находясь в рядах партии, реализовать первоочередные задачи: объединение оппозиции и реальная борьба, победа на парламентских выборах, закон об импичменте, импичмент Виктору Януковичу, избрание украинского президента, возвращение Украины на европейский путь.

При этом он сообщил, что у него были неоднократные жесткие дискуссии на президиуме партии с председателем Виктором Ющенко об объединения оппозиции. «Но наши взгляды разошлись. В „Нашей Украине“ много патриотических и порядочных людей, но я исчерпал свои возможности влияния внутри партии.  «Беженец» также предрек отток из "НУ-НС" других «несогласных». Явно будет  еще одна «волна» перебежчиков из БЮТ: учитывая силу прессинга власти и особые методы руководства А. Турчинова.

Третье. На сессии обострится борьба за закон о выборах в столице.  По сути, речь идет о «двойном сражении»: между партиями оппозиции и между властью и оппозицией за право верховодить в столице. Напомним, предпосылки для битвы за Киев уже есть: народный депутат Юрий Одарченко (БЮТ-Б) 1 февраля  внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект № 9761, которым предлагается установить общую норму о том, что очередные выборы Киевского городского головы и депутатов Киевсовета, а также депутатов районных в городе Киеве советов (сейчас таких советов не существует, но разработчик предлагает возобновить их работу) проводятся, как правило, одновременно с очередными выборами народных депутатов.

В Заключительных и переходных положениях Закона "О выборах народных депутатов" автор законопроекта предлагает предусмотреть норму о том, что в 2012 году выборы народных депутатов проводятся одновременно с выборами Киевского городского головы, депутатов Киевского городского совета и районных в городе Киеве советов. Разработчик считает, что такие изменения законодательства будут способствовать экономии средств, поскольку, по проекту одни и те же участковые избирательные комиссии смогут организовать и провести выборы в Верховную Раду и в местные органы власти, будут использоваться те же помещения и транспорт.  Но дело, конечно же, не в экономии средств…

Никто не рискнет оспаривать значимость роли мэра Киева, который является не хозяйственной, а политической фигурой.  Без преувеличения: от мэра зависит и исход выборов и перспективы организации (блокирования) революций и майданов- в случае возникновения таковых. Опять же, мэр  столицы добавляет рейтинг своей партии, что нелишне и для Партии регионов и для  малоопытного политически «Удара». Сегодня  на этот пост претендуют глава Киевгосгорадминистрации А. Попов и  боксер-политик В. Кличко.

Лидера партии «Удар» соратники по оппозиции мощно подталкивают к участию в борьбе за  кресло мэра: это хитрый ход, он ставит целью «отвлечь» Кличко и его партию от  парламентской кампании. УДАР сегодня сильно мешает А. Яценюку и его политической силе быть первым в оппозиционном пространстве, вот он и стремится соблазнить «боксера» перспективой победы в киевских выборах. Если Кличко выиграет, то путь в парламент ему заказан, а значит и конкуренции на оппозиционном поле меньше. Это и БЮТ и Фронт перемен хорошо понимают, потому и выталкивают Кличко в столичную электоральную нишу.

В свою очередь, и власти  выгодно  наладить сотрудничество с Кличко: недаром же нынешний градоначальник Попов пообещал  «боксеру» полное содействие и на выборах и после. Кличко пока колеблется: он считает, что выборы надо провести весной (в случае провала у него остается возможность идти на выборы в ВР) и в два тура. Кроме того, «ударник» требует сначала вернуть мэру все полномочия… /> Четвертое. Сессия ознаменуется борьбой оппозиции «внутри себя». Несмотря на подписанный в День свободы и соборности Меморандум, мало кто сомневается в хрупкости оппозиционной конструкции. Уже видно, что более сильные игроки — БЮТ и Фронт- пытаются « использовать» политически наивных Кличко и Тягныбока в своих интересах. «НУ-НС» развалится, самые востребованные депутаты  попытаются войти или в список БЮТ или  в партию Арсения Яценюка. Также исчезнут с политической карты еще несколько партий, вроде «Реформ и порядка». Скандалы будут раздирать оппозицию при «распределении» мажоритарных округов: тут договориться о единых кандидатах немыслимо. Вообще, эксперты прогнозируют, что на «мажоритарке» победит не более 20% «старых лиц» — что от власти, что от оппозиции. Все остальные будут неофитами от малозначимых политсил или самовыдвиженцами.

Пятое.  На зимне-весенней сессии парламента будет предпринята попытка доработать закон о выборах. Довыборы в Киевской области и других регионах, где Партии регионов, мягко скажем, не повезло, а также низкий рейтинг правящей команды заставляет власть искать дополнительные условия «безоговорочной победы» на парламентских выборах.

Как, впрочем, и оппозицию, которая разделила с ПР ответственность за новые электоральные правила игры. Недаром же партия А. Яценюка уже пригласила для работы в своем  штабе организатора «цветных революций», высланного из России сотрудника Национального демократического института США Марко Ивковича. Политтехнолог уже допущен ко всей закрытой информации партии. В БЮТ за технологии и выборы по-прежнему будет отвечать Олег Медведев, а имиджем и выборной кампанией УДАР займется российско-украинский технолог Гайдай: он много работал с Ющенко, в штаб Кличко его рекомендовала бывшая пресс-секретарь президента Ирина Геращенко. Это означает, что на вооружение оппозиция снова берет проамериканские технологии и не исключает «майданов» для получения желаемых результатов. Ярким фактором кампании оппозиции будет участие лидеров ЕС и США,  требующих от украинской власти свободы Тимошенко в обмен на «сближение с ЕС». 

Что касается власти, то здесь по прежнему рассчитывают на админресурс и силовиков больше, чем на избирательные технологии. Перед выборами прошли серьезные кадровые замены в СБУ и МВД ( назначены близкие к «Семье» руководители силовых структур) — это не только для эффективного реагирования на  акции протеста, но и для защиты первых лиц. 

Предвыборным штабом Партии регионов руководит первый вице-премьер А. Клюев, чьи методы работы известны  по нескольким кампаниям: Андрей Петрович тяготеет к поддержке партий-клонов, кулуарным торгам с противниками. Снова будет сделана ставка на поддержку избирателей Востока Украины: для этого на сессии ВР будет принят закон о втором государственном языке в 10 областях страны: его проект уже подготовлен регионалами. Естественно, задействуют и все рычаги админресурса: например, сегодня власть не гнушается даже поддержкой бомжей из пунктов обогрева. Бездомные могут  внести вклад в копилку выборов партии власти.

Шестое. Выборы президента России, несомненно, окажут влияние на  предвыборные настроения в Украине. Антипутинские выступления в России становятся все мощнее: власть России уже пошла на определенные послабления в системе выборов губернаторов и пр. Последний митинг в центре столицы России собрал почти 200 тысяч человек.

Но, заметим, украинская оппозиция опытная в проведении майданов, не спешит поддерживать «российских  братьев»: никто из известных политических лидеров Украины не выразил солидарности  с акциям протестов россиян. А все потому, что и в оппозиции и во власти понимают, что  шансы на победу ВВП очень велики: в первую очередь, из-за отсутствия сильных  оппозиционных  соперников. После своего возвращения в Кремль  Путин обязательно определит стратегию отношений с Украиной, прежде всего, в энергетической  и торговой сфере. Если Украина пойдет на уступки во внешней сфере (а это вполне вероятно, учитывая недавно принятый закон, запрещающей ВР денонсировать международные соглашения), то РФ снизит цену на газ и тем самым позволит  украинской власти укрепить бюджетные и социальные позиции, избежав волны протестов накануне выборов в Верховную Раду.

Читайте также по теме