Сейчас в Украине восемь театров носят имя выдающегося Кобзаря. В этом году в Черкассах четыре из них собрались на первый Всеукраинский фестиваль театров имени Тараса Шевченко. Не для того, чтобы отчитываться о своем творчестве, а для того, чтобы исповедаться, как сказала актриса Харьковского театра Ирина Кобзарь. Поэтому имеем четыре спектакля-исповеди — разные и по-своему — знаковые.
«Тарас. Слава»: бассейн, в котором не хватает воды
Открыли фестиваль хозяева — Черкасский академический музыкально-драматический театр. Коллектив представил премьеру спектакля «Тарас. Слава » по произведению львовского писателя Богдана Стельмаха. Речь идет о поэме-тетралогии «Тарас». Согласно замыслу режиссера (Сергей Проскурня), отныне театр ежегодно будет ставить по спектаклю.
Начали с части «Слава» (последние годы жизни Тараса Шевченко). А в 2014 году зрители смогут увидеть все четыре части. По словам С. Проскурни, это будет «масштабный, мультимедийный спектакль». Тогда как нынешняя премьера — лишь эскиз к будущей работе. Роль Шевченко исполнил известный актер Киевского национального театра имени Ивана Франко Петр Панчук. Собственно, на его харизме и держится все представление. Не зря режиссер поблагодарил Панчука за участие, отметив, что ему пришлось «нырять в бассейн, в котором порой не хватало воды для глубины».
Очень интересна сценография спектакля, костюмы актеров авторства супругов Ридванецких. Все выдержано в пастельных тонах. На колесиках и по путях ездят рисунки Шевченко, его эскизы будущего дома, который так и не суждено было построить. Шевченко в Проскурни отличается от Шевченко Стельмаха. Как признался автор поэмы, у него Тарас конце жизни — уставший и больной, тогда как режиссер изобразил его нервным и местами даже агрессивным. Однако присутствовавший на премьере автор поэтического эпоса готов был простить все огрехи, когда увидел финальную сцену — Тарас, который «держит» в руках огромный шар, на который спроектировано изображение покрытки-Украины.
Инсценизация от днепропетровцев
Следующий спектакль — «Назар Стодоля» в исполнении Днепропетровского академического музыкально-драматического театра. Черкащане имели возможность сравнить два разных подхода к этому драматическому произведению. Ведь в конце прошлого года в Черкассах «Назара Стодолю» ставил волынский режиссер Петр Ластивка. По его замыслу, роль каждого героя поделена между двумя персонажами. Один — Шевченковский, другой — бурсак-вертепник.
Тогда как из Днепропетровска привезли даже не спектакль, а обыкновенную инсценизацию. Никаких тебе «режиссерских ходов» — действо на сцене напоминало скорее постановку сельского театра. Режиссер Лидия Кушкова (она же исполняла роль хозяйки вечорниц), похоже, не очень-то обеспокоилась какими-либо новациями. Сценография — несколько огромных икон, благодаря чему казалось, что события происходят не в доме Фомы Кичатого, а в церкви. Относительно актеров, то так, как они, их коллеги, очевидно, играли еще в середине прошлого века. И дело даже не в том, что, например, две бандуристки нелепо загримированные под парней, пытались изображать странствующих музыкантов … Впрочем, черкасский зритель «проглотил» пафос и шароварщину …
Катарсис после «Ведьмы»
Поклонников поэтического театра порадовал Черниговский академический музыкально-драматический театр. Черниговцы привезли «Ведьму» (по произведениям Тараса Шевченко «Катерина», «Мария», «Неофиты» и собственно — «Ведьма»). Спектакль начался тем, чем обычно заканчиваются художественные фильмы. То есть, своеобразными титрами. Голос за кадром объявил имена всех актеров, задействованных в спектакле. Далее черкащанам показали мощный перформанс, в котором было много Шевченко, женской боли, проникновенной музыки и не менее проникновенного пения и танцев.
Необычную трактовку произведений Кобзаря предложил режиссер-постановщик драмы Сергей Кузик. На сцене лежал огромный кусок ткани, который в зависимости от стихотворных строк, которые звучали, становился то водоворотом, который втягивал в себя актеров, то покровом, который брал их под свою защиту. И хотя в спектакле не было ничего ведьмовского — лишь тяжелая судьба женщины-покрытки — однако каким-то чудесным образом актерам удалось донести до зрителя слово Шевченко. Немало женщин выходили из зрительного зала, вытирая слезы, а следовательно, они пережили определенный катарсис от услышанного и увиденного.
Кулиш аплодировал бы
Однако больше всего поразил спектакль театра из Харькова. Она стала большим и громким восклицательным знаком на завершение фестиваля. Прежде всего, спектакль Харьковского академического музыкально-драматического театра отличался тематикой. Если три предыдущие работы были так или иначе связаны с Шевченко, то харьковчане привезли «Мину Мазайло» Николая Кулиша — комедию, которая была запрещена более полувека. Спектакль идет на сцене уже более 20 лет. Консультантом режиссеров был ныне покойный народный артист Украины Лесь Сердюк.
Постановка очень динамичная, полна бурлеска. Актеры постоянно балансируют на грани. Нет традиционных пауз будто бы для того, чтобы подчеркнуть важность сказанного после таких, казалось бы, небудничных слов как «Лучше быть изнасилованой, чем украинизированной». Зато есть очень много чисто режиссерских находок, после созерцания которых текст будто отходит на второй план, однако это только на первый взгляд. Между тем, почти ритуальные танцы всех актеров, скептическое превосходство по отношению к зрителям (вместо книг актеры читают что-то из собственных ладоней, из них же пьют воображаемую воду, важно повторяя при этом звук глотка») и другие режиссерские находки наоборот способствуют лучшему восприятию текста. Словом, Кулиш аплодировал бы.
Во время просмотра спектакля никто не пострадал. Кроме, конечно, зрителей в первом ряду. Ибо если ретивые комсомольцы несколько раз выходили и провозглашали лозунги вроде «Надо говорить только на украинском языке», то однажды они набрали полные рты воды и хорошенько полили зрителей. Когда в следующий раз вышли те же комсомольцы, умышленно надувшие щеки, зрители съежились в креслах и начали прикрываться кто чем мог.
Фестиваль закончился. По словам директора Черкасского академического музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко Владимира Осипова, планируется, что он станет традиционным. По крайней мере, хотя бы раз в два года театры, которые носят имя Кобзаря, будут собираться в Черкассах. А тем временем, черкащане уже ждут другой, не менее интересный фестиваль — 22-29 мая в городе в шестой раз состоится Международный театральный фест «Сцена человечества-2011».