Заявление президента и правительства Турецкой Республики прозвучало громко и четко: Анкара оставляет за собой право вести боевые действия не только в Сирии, но и в других сопредельных государствах, и мнение извне ее не интересует. Таким образом, власти Турции отреагировали на заявление Европейского Союза, резко осудившего начатую вооруженными силами страны военную операцию «Щит Евфрата» в САР. Формально поводом для атаки сирийской территории послужил обстрел боевиками «Исламского государства Ирака и Леванты» (ИГИЛ) города Килис на юго-востоке Турции. Впрочем, по мнению аналитиков, дело не только в этом: проводя зачистки севера Сирии, турки борются с запрещенной Рабочей партией Курдистана и одновременно укрепляют свое влияние в регионе.
Все произошло практически молниеносно. Без необходимой в таких случаях Резолюции Совета Безопасности ООН и Лиги Арабских государств, 24 августа группа турецких танков из 25 – 30 машин вторглась на территорию САР и укрепилась в окрестностях Джараблуса. Продвижение с воздуха поддерживали бомбардировщики и истребители, которые уничтожили первый на пограничной территории лагерь ИГИЛ. В течение последующих нескольких дней армии ТР удалось продвинуться вглубь страны приблизительно на 20 километров и расположиться у города Аль-Баб, являющимся опорным пунктом курдов. Сообщается о регулярных обстрелах этого населенного пункта.
Подобное положение вещей крайне не понравилось Вашингтону. Все дело в том, что курды являются союзниками США в борьбе с ИГИЛ. «Дальнейшие действия, направленные против сирийских демократических сил, лишь осложнят усилия по уничтожению «Исламского государства», — сказал в своем официальном заявлении заместитель помощника главы Белого Дома по вопросам национальной безопасности Бен Родс. Мнение США моментально поддержали в Европейском Союзе. По словам главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, Турция сделала «опрометчивый шаг», который приведет к хаосу во всем регионе. Предполагается, что и американский президент Обама, и канцлер ФРГ Ангела Меркель обсудят операцию «Щит Евфрата» с главой Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом на саммите «Большой двадцатки» в Пекине уже 4 сентября нынешнего года.
В то же время вице-президент Турции Нуман Куртулмуш поспешил заявить, что его страна отнюдь не претендует на длительные военные действия в Сирии. «Мы не хотим погрязнуть в войне, — подчеркнул, в частности, он. – Мы хотим лишь ликвидировать основные лагеря ИГИЛ и помешать курдам в создании территориального коридора от Ирака до Средиземного моря». Турецкий президент Эрдоган пошел далее, заявив, что в настоящее время никто не имеет права указывать Анкаре, что ей делать, и операция «Щит Евфрата» будет завершена лишь после того, как ее основные цели будут достигнуты. Сколько приблизительно продлится военное присутствие турок в Сирийской Арабской Республике, Эрдоган не уточнил.
В этой связи следует особенно отметить, что главные союзники сирийского лидера Башара Асада – Российская Федерация и Исламская Республика Иран воздерживаются от какой-либо критики в адрес Турции. «Не исключено, что и Москва, и Тегеран внимательно изучают сложившуюся ситуацию и даже допускают выход Анкары на сцену военных действий в Северной Африке, — сказал в комментарии ГолосUAтурецкий политический обозреватель Акиф Идиз. – Вероятно, этому способствует принципиальное примирение России и Турции: РФ закроет глаза на турецкие атаки в адрес курдов, противостоящих Асаду». По мнению эксперта, учтя турецкий опыт, свои войска в Сирию в ближайшее время может ввести Саудовская Аравия. Правда, в этом случае, Эр-Рияд вряд ли пойдет против мнения того же Белого Дома и уж тем более СБ Организации Объединенных Наций и ЛАГ.
Как бы там ни было, «Щит Евфрата» только вступил в свое действие. По некоторым данным, эта операция рассчитана не менее, чем на шесть месяцев. Когда и каким образом ее удастся свернуть – военным, политическим или дипломатическим образом, неизвестно. Анкара настроена решительно.