По информации Министерства и образования (МОН) Украины, количество школ, где одновременно со стандартными используются и другие подходы в учебе, за последние пять лет увеличилось почти вдвое. К 2015 году таких школ в нашей стране было уже около 200. Эксперты считают, что направление индивидуального (домашнего, экстернатного) обучения вне стен средней школы – Homeschooling — будет активно развиваться. Корреспондент ГолосUA выяснял, кто из украинских школьников может претендовать на получение среднего образования в индивидуальном порядке и почему некоторые родители предпочитают выбирать именно этот формат обучения?
Уравниловка и конфликты
Как можно предположить, все родители желают своим детям добра и считают залогом успеха потомков во взрослой жизни качественное образование. И поскольку темп современной жизни ускоряется, то и родители стараются подготовить своих детей к успешной жизни как можно раньше – желательно еще на стадии получения школьного образования.
У Марины двое детей, девочки – 17 и 11 лет. Старшая окончила обычную киевскую школу, где не было углубленного изучения предметов. А вот младшую дочь она отдала в школу с углубленным изучением сразу трех иностранных языков – английского, немецкого и французского. «Если она будет знать язык, то и трудоустроиться за рубежом сможет. А если в Украине решит остаться, то знание языков позволит ей найти удаленную работу или заниматься переводами текстов. Если это и не станет ее основной работой, то как дополнительный источник дохода точно не помешает», — рассказала мама девочек ГолосUA.
При этом она отметила, что у младшей, Ани, есть сложности, если возникают конфликты с одноклассниками. «Она такая спокойная, что когда ее соседка по парте начинает повышать голос, Аня просит ее не шуметь, а сама в конфликт не включается. И что с ней делать — я не знаю. Мне кажется, ей нужна стойкость в характере, она должна уметь огрызаться, а она не только не учится эти конфликты разрешать, а вообще их игнорирует. И я боюсь, что когда они станут постарше, моя может оказаться «белой вороной» в коллективе подростков, которые, как правило, агрессивны. А подростковый возраст уже скоро. Честно говоря, я бы хотела, чтобы моя дочь обучалась на дому. Я боюсь, что с ее слабохарактерностью она попадет под чье-то дурное влияние. Ну, вы меня понимаете: сигареты, алкоголь, дурная компания в общем», — поделилась переживаниями Марина.
Но как рассказала ГолосUA руководитель организации «Родительский комитет» Оксана Макаренко, по состоянию на ноябрь 2016 года, не все школьники имеют право переходить на домашнюю форму обучения.
«На сегодня домашняя форма обучения школьников возможна в случае, если ребенок по медицинским показаниями не может посещать школу или если он занимается спортом, ездит на соревнования и не может бывать каждый день в школе. В этом случае ребенок изучает школьные темы дома, а потом общается с учителем из той школы, к которой он прикреплен, пишет контрольные работы. Для детей из первого класса это одна контрольная работа по итогам учебного года. В некоторых случаях учитель приходит из школы к ученику, обучающемуся на дому, и помогает решать задачи, делать письменные задания. Но даже дома ребенок тогда обязан будет освоить этот материал на таком уровне, который отвечает принятым Минобразования стандартам. Я знаю, что в Верховной Раде прошел первое чтение законопроект 3491-д, который после принятия позволит всем детям без исключения обучаться на дому. Но он пока не принят, а значит, и домашнее обучение пока доступно не всем школьникам», — сообщила эксперт.
При этом она считает, что индивидуальное образование – это удобный режим обучения для школьников, которым нужно больше времени на освоение учебного материала, и остро нуждаются в таком режиме дети с ограниченными физическими возможностями: «Школьное образование на дому (Homeschooling) считают подходящим для своего ребенка родители, которые уверены, что ему нужно больше времени на освоение учебного материала. И это особенно важно для детей с особыми потребностями, поскольку, признаем, в обычной школе им нет места».
Как выяснил ГолосUA, в 2003 году Министерство образования и науки (МОН) Украины распространило письмо № 1/9-413 от 10.09.2003 г., в котором даны разъяснения об организации обучения школьников в индивидуальной форме. В соответствии с документом, на домашнее обучение могут перейти дети: которых в классе менее 5 человек (обычно это сельские школы); дети, которые пребывают на длительном лечении в лечебных заведениях (там им организует соответствующую учебу школа, на территории обслуживания которой находится лечебное учреждение); болезненные, ослабленные учащиеся, которым рекомендуется индивидуальное обучение на дому по выводам справки медкомиссии; учащиеся школ 1-й ступени, которые на протяжении двух лет являются неуспевающими; дети, нуждающиеся в коррекции физического или умственного развития, родители которых отказываются от их обучения в специализированных школах-интернатах.
Соответственно, если ребенок физически, психически здоров, не ездит на соревнования как представитель спортивной секции, не проживает в сельской местности и не посещает малочисленную школу, то и рассчитывать на индивидуальное образование он не может.
Однако, как утверждает эксперт, соучредитель «Креативной международной Детской школы» Наталья Лимонова, многие родители уверены, что даже для здорового во всех отношениях ребенка намного лучше будет, если он будет переведен на домашнее обучение.
«Я знаю многих родителей, который считают, что в школе детям дают усредненные знания, качеством которых родители недовольны. В школах Украины работают около 500 тысяч учителей, и работают они так, как привыкли, а не так, как было бы эффективно. Они работают с таким подходом к процессу, что учитель – он начальник, главный, а ребенок должен подчиняться. Я думаю, в школах надо изменить подход учителей к процессу передачи знаний на то, чтобы учитель стал скорее ментором, наставником, чем начальником, требующим подчинения, иначе это путь в никуда», — высказала ГолосUA свое мнение она.
А глава Общественного совета при МОН Украины Евгений Кудрявец считает, что в школе не хватает еще одного важного элемента обучения – помощи учителей в определении будущей профессии ребенка.
«Украинским школьникам для успешного выбора профессии нужно проходить психологические профориентационные тесты. Но в школах никто не предлагает им пройти такое тестирование. Тем не менее, эти тесты позволяют определить те занятия, которые интересны ребенку», — сообщил ГолосUA он.
Переход на Homeschooling
Однако родителей волнует не только возможность реализовать таланты детей, но и то, как складываются отношения между их детьми и сверстниками, а также отношения с учителями. У некоторых отношения, мягко говоря, не складываются. Тамара, у которой сын уже перешел в шестой класс, рассказала, что испытала ужас, узнав, что ее сына учительница усаживает за парту возле окна зимой и оставляет окно приоткрытым.
«В классе 30 человек, свежего воздуха мало, душно, поэтому открывают окна. Я узнала, что учительница моего сына сажала каждый раз возле окна. Ребенок ходил туда, как на каторгу. Я попыталась перевести сына на индивидуальное обучение и столкнулась с тем, что школа и врачи сделают все возможное, чтобы ребенок продолжил посещать класс. Ведь если кто-то начнет обучаться дома, глядишь, за ним последуют одноклассники, а с учителей, я слышала, могут снять часть зарплаты за преподавание в маленьком классе. А домой к ученику учителя с заданиями стараются не ходить, потому что это хлопотно и государство не предусматривает оплату за такие хлопоты. Меня замотали ради получения справок», — сказала она.
Как выяснил ГолосUA, в Украине с 2010 года государство не оплачивает учителям посещение учеников на дому и проведение там уроков. До 2010 года действовало постановление Кабмина №38 от 20.01.1997 года, где был указан перечень платных услуг, которые могут предоставляться государственными учебными заведениями. В документе говорилось, что государственные учебные заведения имеют право предоставлять «образовательные услуги сверх объемов, установленных учебными планами и программами в дошкольных, интернатных, общеобразовательных, внешкольных, профессионально-технических и высших учебных заведений». С 2010 года такого пункта в документе уже нет.
Поэтому родители школьников в Киеве и Киевской области, которые добились перевода детей на домашнее обучение, придумали иной вариант взаимодействия с государством, пока их дети осваивают программу средней школы, сообщила Наталья Лимонова. По ее словам, дети, которые на индивидуальном обучении, формально обязаны лишь сдавать контрольные работы в школу, но не обязаны туда ходить. Однако для их развития важно слышать мнение сверстников, общаться с ними, советоваться, спорить, вырабатывать общую точку зрения или аргументировано отстаивать свое мнение.
Чтобы общение с одногодками не прерывалось, они в определенные часы встречаются со своими сверстниками, которые перешли на такой же режим обучения.
«В Киеве и Киевской области на сегодня родители таких детей организовали около 50 групп, где школьники общаются и совместно осваивают материал вне стен своих школ. И это уже новая форма получения образования, основой которой стал Homeschooling», — сообщила ГолосUA Наталья Лимонова.
По ее словам, родители таких детей, конечно же, озабочены и вопросом социализации подрастающего поколения, что, видимо, и заставило их объединить усилия. При этом, уверена эксперт, общение со сверстниками вне стен школы – это прекрасный способ научить ребенка общаться и взаимодействовать с людьми, и эти группы из обучающихся индивидуально – вполне перспективный вариант.
Если же не удалось организовать в группы детей, обучающихся в режиме Homeschooling, то навык социализации можно получить в спортивных секциях и художественных кружках.
«Что касается социализации детей, то если ребенок не ходит в школу, а осваивает учебные задания дома, то родители определяют его в художественные кружки и спортивные секции. Там ребенок может развивать свои таланты и общаться со сверстниками. Некоторые мои знакомые выбрали этот путь и довольны результатом», — рассказала Наталья Лимонова.
По информации Министерства и образования (МОН) Украины, количество школ, где одновременно со стандартными режимами передачи знаний используются и другие подходы в учебе, за последние пять лет увеличилось почти вдвое. К 2016 году таких школ в нашей стране было уже более 200.Так что новый закон об образовании будет очень кстати в нашей стране, где школьное домашнее обучение не является новинкой. И, как обещают в парламенте, этот документ позволит направлять госфинансирование не только на работу государственных, коммунальных, частных учебных заведений, но и на обучение конкретного школьника по принципу «деньги ходят за ребенком». А уж если это будет на самом деле так, то школьники обретут возможность обучаться там, где им интересно и комфортно.