С нового учебного года в пилотных школах вводится новый этап школьной реформы – теперь она коснется 5-9 классов. Кроме того, Президент подписал закон о будущем реформировании: 10 – 12 классы станут профильным образованием – принимать в них будут не всех
«Снять «перегруженность предметами»
Президент Владимир Зеленский поздравил с Днем знаний, упомянув школьную реформу. «Мы обновляем школы по всей стране и за ближайшие годы сделаем образовательную инфраструктуру Украины действительно современной», — написал он в своем Telegram.
В августе Президент подписал закон о совершенствовании механизмов формирования сети лицеев для введения профильного образования. Верховная Рада приняла этот закон еще 15 июля. До 2027 года школы в Украине, согласно реформе «Новая украинская школа» (НУШ), должны переформатировать, и 10 – 12 классы станут профильным образованием – принимать в них будут не всех. Также будут создаваться лицеи, которые будут функционировать как отдельные учреждения.
Тем временем СМИ сообщали, что набор в старшие классы уже сокращается. «Мы, например, детей в 10-й класс не набираем. Завершат учебу те, кто в сентябре пойдет в 11-й класс, и все. Со следующего года мы официально будем именоваться гимназией и учить детей с 1-го класса и по 9-й», —заявил СМИ один из директоров школы Днепровского района Киева. Он сообщил, что согласно перспективным планам, в районе из 60 школ останется лишь 15 полных средних школ. Но большинство желающих в них не поступит, а пойдут учиться в профессиональные колледжи.
Пока же Минобразования запускает новый этап реформы «Новой украинской школы» в 5-9 классах. Ее проведут в три этапа в течение 2021-2027 годов. Ранее реформирование проходило лишь в начальной школе. Программа предусматривает интегрированных курсов. Например, «Этика», «Культура добрососедства» или иного курса на выбор руководства школы: «Здоровье, безопасность и благосостояние», «Предпринимательство и финансовая грамотность» и др. В Минобразования утверждают нагрузки для учащихся останутся «в пределах санитарно-разрешенных норм».
Однако, реформа вызывает неоднозначную реакцию: в связи с новыми курсами сократятся обычные школьные предметы, считают скептики. Так, учитель украинского языка Михаил Девдера из села Качковка Ямпольского района Винницкой области выступил в СМИ с критикой. Он отметил, что сокращение количества предметов выгодно властям потому, что — это сокращение и учительских ставок, и количества учебников, «и других материальных вещей».
«Оказалось, что снять «перегруженность предметами» – значит зацепить такие пласты образовательного и околообразовательного бытия, которые, сдвинувшись, успешно похоронят под своими завалами любого реформатора. Даже самого крупного. А вместе с ним еще и кучу политиков наивысшего уровня», — заявил учитель.
Избавиться от «устаревших знаний»
Ключевым компонентом реформы является новое содержание образования. А это новое содержание должно было появиться прежде всего из-за оптимизации количества учебных предметов, отмечает учитель Михаил Девера. «Дальше мы должны были избавиться от обучения, которое не мотивирует школьников и является способом получения «устаревших знаний», вместо этого ввести обучение как образ формирования компетентностей», — напомнил педагог.
Он посетовал на «любимую тактику» управленцев: «делаем то, что делали до сих пор, но то, что делаем, называем уже «европейскими» терминами». И напомнил о том, что в августе 2021 года Минобразования разослало методические рекомендации об особенностях организации обучения в пятых классах по новым государственным стандартам в условиях реформы НУШ.
Это пока не для всех, а сугубо для пилотных школ, которые за этот учебный год будут нарабатывать опыт работы с «обновленным содержанием образования», чтобы уже с 2022-го он стал рабочим ориентиром для всех школ, поясняет учитель. Он иронизирует: «В рекомендациях есть все и обо всем…Одного только не найдет в рекомендациях самый дотошный читатель: а по каким учебникам должен организовать работу с чудесно «обновленным содержанием образования» простой смертный учитель именно пилотной школы».
«Это не результат пандемии»
Михаил Девдера сетует на учебники по украинскому языку. Однако критики школьной реформы напоминают и о том, что пороговый балл теста внешнего оценивания (ВНО) по математике, который был проведен в этом году, не смогли преодолеть 31% поступающих в вузы. Тест по математике впервые стал обязательным. Когда от таким не был цифры отличались: в 2019 году процент выпускников, не преодолевших порог по математике, составлял 18,17%, в 2018 году – 18,57%.
После провальных итогов ВНО раздавались голоса, что плохие результаты тестов по математике — результат дистанционного обучения. Однако министр образования Сергей Шкарлет заявил: «Задания, которые вызвали наиболее резонансный характер — это задача 7-8 класса. Это не результат пандемии», — отметил он.
По мнению министра, отставание по математике вызвано общественным запросом: «возможно вообще более гуманитарное образование этого поколения».
По словам министра, чтобы усилить знания по математике нужно много лет. «Сейчас формируются образовательные компетенции для 5-9 классов, готовятся модельные программы. В настоящее время в рабочих группах прорабатываются материалы, как сделать упор на том, чтобы существенно повысить естественно-математические знания», — сказал Сергей Шкарлет.
Однако уровень математических знаний уже показывали результаты международного тестирования PISA, в котором Украина впервые участвовала в 2018 году. Еще тогда выяснилось, что 36% прошедших тестирование школьников не достигли минимального уровня владения предметом. Это вызвало такой резонанс, что новый Президент Владимир Зеленский объявил учебный 2020-2021 год годом математики.
Напомним, что на ВНО многие выпускники не дали правильные ответ на такую задачу: за 6 одинаковых конвертов заплатили 3 гривны. Сколько конвертов можно купить на 12 гривен. Как отмечал Николай Скиба, эксперт по образованию Украинского института будущего, тест стандартного уровня несложный. Избежать теста по математике, уйдя в колледж, невозможно, ведь студенты всех заведений профтехобразования тоже сдают ВНО.
Именно профтехобразование ожидает многих школьников. Попасть после 9-го класса в лицей будет непросто. Согласно подписанному Президентом закону, лицеи могут создавать только в городах с населением более 50 тыс. Принимать в старшую школу будут по конкурсу. Изменения начнутся в 2024 году.
Относительно будущих лицеев высказался в СМИ образовательный эксперт Виктор Громовой. Он отметил то, что происходит сейчас, напоминает неудачный ребрендинг ПТУ. «Что изменилось от того, что их переименовали в профессиональные лицеи? Ничего!»- заявил он.
«Смена вывески без изменения содержания – это одна из типичных разновидностей такой псевдодеятельности. Мы же прекрасно понимаем, что едва ли не единственной настоящей целью этой суеты является оправдание смысла существования разнообразных образовательных «контор», – считает эксперт.