У младших школьников отменили оценки и домашние задания. На очереди – сокращение обязательных предметов в средних классах школы. Эксперты бьют тревогу — знания в «Новой украинской школе» оказались не на первом месте, а западный опыт просто неверно понят.
«Защитить от политической турбулентности»
Программа «Новая украинская школа» затрагивает 65% населения Украины, заявила министр образования и науки Лилия Гриневич во время конференции «Новая украинская школа: успехи и вызовы первого года внедрения».
«Реформа — это 16 тысяч школ, это 450 тысяч учителей и 4 миллиона школьников. А если вы посмотрите вообще, кого касается эта реформа, то она затрагивает интересы и охватывает 65% населения Украины. Это огромный масштаб, который не под силу Министерству образования и науки. Такой масштаб преобразований можно понять только в экосистеме. И сегодня у нас создана экосистема внедрения Новой украинской школы », — рассказала министр. Она добавила, что эту «экосистему» образуют общественные организации и неправительственные образовательные проекты, которые создают онлайн-курсы и сотрудничают с Минобразования в рамках развития реформы. В то же время Гриневич заявила о необходимости защитить реформу от «политической турбулентности».
Как известно, министр уходит с поста после парламентских выборов. Сейчас она баллотируется в Верховную Раду под вторым номером списка партии премьера Владимира Гройсмана «Украинская стратегия». Она делает заявления о политическом вмешательстве. Дескать, от авторов учебника по новейшей истории требуют изменить терминологию в разделе о конфликте на Донбассе слова «русско-украинская война» поменять на «гражданский конфликт». Кто требует, министр не уточнила, назвав этих людей «пропагандистами реваншистских идей».
Гриневич не пустили во львовскую школу №7, где она работала учителем биологии в конце 80-х — начале 90-х годов. У нее затребовали разрешение городского головы. Мэр Львова Андрей Садовый прокомментировал, что сотрудники управления образования имеют четкое указание об ограничении агитации в школах.
По закону Гриневич должна была бы уйти в отпуск, чтобы предвыборные встречи с педагогами не имели признаков конфликта интересов и нарушения избирательного законодательства. Но она утверждает, что хотела встретиться там с тренерами «Новой украинской школы» и проверить внедрение реформы.
Отметим, что реформа образования — одна из самых масштабных реформ, запущенных при Петре Порошенко. При принятии нового закона «Об образовании» в сентябре 2017 года министр Лилия Гриневич сообщила, что на его исполнение потребуется около 87 млрд грн. Такие средства должны быть освоены до 2030 года. К тому времени правительство, и Верховная Рада успеют смениться трижды (на выборах в 2019, 2024 и 2029 годах).
Образовательная реформа предусматривает внедрение 12-летнего школьного обучения, а также сокращение продолжительности бакалаврата по ряду специальностей до 3 лет. Общая продолжительность обучения после реформы будет такой же, как и раньше: если 11 классов школы и 4 вместе бакалаврата составляют 15 лет, то и 12 классов реформированной школы плюс 3 бакалаврата, в целом, составят тоже 15 лет. Хотя в целом срок обучения останется прежним, в школьной реформе взят курс на переход «от знаний к компетентностям». В 2018-м стартовала реформа в начальной школе. В 2019-2022 годах начнется реформирование среднего образования.
В Минобразования полагают, что Президент Владимир Зеленский может не знать о существовании «Новой украинской школы». Об этом рассказала советница министра образования Иванна Коберник. «Что касается нового Президента, то важно сказать, что он лично никогда не атаковал реформу, но и публично не поддерживал ее. Вопрос, почему президент ни разу не употребил словосочетание «Новая украинская школа», остается открытым», — отметила она.
«Обрекаем наших детей на некомпетентность»
Иванна Коберник заявляет, что «Новая украинская школа» функционирует только в начальных классах. «Пока только в первом классе… Хотя, имею надежду, если будет поддержка в обществе, политическая воля, экономический рост, то школьная реформа может быть ускорена», — говорит она.
По словам советницы министра, родители, чьи дети закончили первый класс, в большинстве положительно относятся к реформе. Дескать, их дети пережили первый год в школе без стресса, они стали увереннее в себе, спокойнее общаются с детьми и взрослыми.
Следует отметить, что согласно концепции реформы детей в начальной школе положено учить в игровой форме и до третьего класса не ставить им оценки, а также не задавать домашние задания.
В самом начале такого реформирования эксперты били тревогу – реформа под названием «Новая украинская школа» обернулась невниманием к знаниям, к усвоению обязательной школьной программы. Доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко констатировала тогда, что, согласно новой системе образования, знание является вторичным, а общение — первичным. «Мы обрекаем наших детей на некомпетентность, поскольку их будут обучать неизвестно чему. С детьми будут играть и иногда поставлять информацию, которую по своему усмотрению будет давать учитель, как он сам захочет. Результатом такой программы обучения может стать умение хорошо общаться, способность этично себя вести, но не знания», — отмечала она.
В 2019 году, по плану реформирования, должен наступить следующий этап. Рекомендуется внедрение в школах интегрированных уроков, объединение материала нескольких учебных предметов в один. Обязательные предметы сократят с 22 до 9. Например, вместо физики, химии, биологии, географии и астрономии планируются предметы «природа и человек», «человек и мир». Язык и литература превратятся в «словесность», а алгебра и геометрия будут объединены в общий курс математики.
В министерстве уверяют, что интегрированные уроки будут формировать целостную картину мира, а стандарты базовой средней школы изменятся на «компетентностном» основании.
Вопреки мнению о том, что в команде Зеленского не наслышаны о реформе, ее основные положения озвучивает эксперт команды Зеленского по вопросам образования и науки Сергей Бабак (вероятный кандидат на пост министра). Отвечая на вопрос о реформе школы, Сергей Бабак привел в качестве примера Финляндию: «Интересную систему ввели в Финляндии. Убрали дисциплины в чистом виде».
Однако ему оппонирует в СМИ вице-президент Киевской школы экономики Инна Совсун, которая указывает, что этот миф получил распространение четыре года назад после статьи в британской газете The Independent от 20 марта 2015 г. Совсун констатирует, что фактически сразу появились отрицания этого тезиса. Она приводит слова Паси Сальберга, известного исследователя школьных систем и их трансформаций: «Спокойно: несмотря на реформы, в будущем финские школы будут продолжать преподавать математику, историю, искусство, музыку и другие предметы».
Миф возник из-за того, что наряду с традиционными дисциплинами принялись изучать определенные темы, включающие модули по языкам, географии, естественным наукам и экономике.
Но в Украине это трактовали по-своему. «Отрицание новости об отмене школьных предметов в Финляндии было опубликовано в ведущих медиа. Однако почему-то не попалось на глаза главному советнику по образовательным вопросам», — отмечает Инна Совсун.