Депутаты окончательно поддержали ужесточение наказаний для нарушителей ПДД. Так, 16 февраля, парламентарии 325 голосами одобрили во втором чтении законопроект №2695, который значительно повышает штрафы для автолюбителей, а также расширяет полномочия полицейских на дорогах.
Согласно принятому документу, водители, превысившие скоростные лимиты (более чем на 50 км/ч), будут наказаны штрафом в размере 1,7 тыс. гривен, а в случае создания аварийной ситуации на превышенной скорости – 3,4 тыс. гривен. То есть, штраф вырос в шесть с половиной раз (с 510 гривен).
Кроме того, если водитель позволит себе покинуть место ДТП, то его ждет санкция в размере 3,4 тыс. гривен с лишением права вождения сроком на 1-2 года.
В случае если полицейским попадется водитель без прав, то его оштрафуют на 3,4 тыс. гривен. При повторном подобном нарушении, содеянном в течение года, водителю грозит штраф в размере 40,8 тыс. гривен с лишением права управления авто на срок от 5 до 7 лет.
Если полицейские остановят водителя, у которого забрали права, то ему выпишут штраф 20,4 тыс. гривен, а за повторное нарушение в течение года санкция составит уже 40,8 тыс. гривен с лишением права управления авто на срок от 5 до 7 лет.
Ну а за пьяную езду нарушителю придется заплатить 17 тыс. гривен, если это первый эпизод, 34 тыс. гривен – за второй эпизод и 51 тыс. гривен и конфискацию авто – за третий эпизод в течение года. Также злостного нарушителя лишают прав на 10 лет. Наряду с этим предусмотрен штраф в 40,8 тыс. гривен за отказ проходить освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения.
Более того, ужесточается ответственность пьяных лихачей за ДТП, повлекшие за собой тяжкие последствия.
Помимо этого, принятый закон расширяет полномочия полицейских на дорогах. Теперь они получают право держать радар TruCAM в руках, а не на треноге.
Также, как пишет в своем Facebook автомобильный эксперт Владимир Караваев, для фиксации нарушений полиция может использовать любую технику, не только автоматическую, без каких-либо требований к защите информации. А вот тест на наличие алкоголя с помощью «Драгера» копы смогут проводить без свидетелей, если включена нагрудная камера.
По принятому законопроекту, при остановке авто водителю без разрешения полицейского не стоит выходить из транспортного средства, а руки держать он должен на видном месте.
Вместе с тем в окончательную редакцию закона не попало положение о внеплановых проверках, то есть остановки авто без объяснения причин с целью осмотра водителей на предмет алкогольного или наркотического опьянения. Такие мероприятия должны были стать нормой в ночное время, а также праздничные и выходные дни.
Хотя по факту полицейские, пользуясь юридической неграмотностью граждан, практикуют такие вещи вопреки действующему запрету.
Также в финальный вариант документа не проникла формулировка, которая позволяла полицейскому брать в руки водительские права, что создает нишу для коррупции со стороны патрульных. Теперь водитель обязан предъявлять свои документы так, чтобы полицейский мог зафиксировать данные.
Новый закон также позволяет водителю оставаться в авто, несмотря на просьбу полицейского выйти.
Помимо этого, осмотр авто возможен только при включенной видеокамере, а если нет такой технической возможности, то наличие двух свидетелей обязательно. Также принятый вариант закона делает невозможным проверки «из-за кустов».
В то же время, по новому закону, более жестко будут наказывать пешеходов и велосипедистов. За переход дороги в неположенном месте теперь будет положен штраф 255 гривен. Нарушение ПДД будет стоит велосипедисту 340 гривен, а если он нарушит правила в пьяном состоянии, то штраф составит 680 гривен.
Адвокат Вадим Володарский не верит, что новые штрафы за пьяную езду снизят аварийность на дорогах.
«Если человек садится пьяным за руль, то это означает, что для него размер штрафа значения не имеет или же он понимает, что никакой ответственности не понесет», — говорит он.
Наряду с этим, как говорит эксперт, половина протоколов, составленных за пьяную езду, составляется несправедливо. По его словам, половина протоколов по нарушению 130-й статьи Кодекса Украины об административных правонарушениях составляется на трезвых.
«Реально половина протоколов по 130-й статье КУАП составляется на трезвых. Это те, кому приписали состояние опьянения, либо те, кому приписали или обманули и вынудили отказаться от медицинского осмотра на состояние опьянения», – сказал Вадим Володарский.
Важным условием по улучшению ситуации на дорогах является качественная инфраструктура, этика полицейских и водительская культура, отмечают эксперты.
«Состояние дорожного покрытия, разметки, расположение знаков, наличие полос движения – не соответствует тому уровню, который должен быть в нормальном европейском государстве. Второй немаловажный аспект – это морально-деловые психологические качества новых «реформированных» полицейских, в частности, сотрудников патрульной полиции. Давать полицейским полномочия оценивать действия водителя, прав он или не прав, при таких огромных суммах штрафа, это неправильно. Нам необходимо изменить все условия – и поведение водителей, и условия набора полицейских в патрульную полицию, дорожную инфраструктуру и так далее. Необходимо действовать таким образом», – говорит адвокат Игорь Серков.
Также важным в исправлении положения дел является наращивание парка дорожных камер фото- и видеофиксации.
«Обещали 10 тысяч (камер. – Прим. Ред.), поставили от силы штук 200 по всей Украине. Хотелось бы, чтобы их было больше и была неотвратимость наказания. Тогда будет и со скоростным режимом проще работать, и по поводу непропуска аварийного транспорта тоже будет более действенная мера», – рассказал эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.
Напомним, в 2020 году в Украине произошло 168 тысяч ДТП, что на 4,6% больше, чем в 2019 году. Вследствие ДТП в прошлом году погибло 3,5 тысячи украинцев, то есть 10 граждан становились жертвами аварий каждые сутки. Первой причиной ДТП, по данным МВД, выступает превышение безопасной скорости движения – 34% от всех ДТП, а доля аварий из-за пьяной езды равна 5%.