Штурм генпрокуратуры состоялся через неделю после объявленного повода. Эксперты не исключают, что руками радикалов Генпрокурору передали сигнал о недовольстве. Истинная причина, дескать, кроется в политических заявлениях генпрокурора, которые раздражают Банковую с одной стороны, и западных партнеров — с другой.
«Определенные разногласия» с Президентом
16 сентября под зданием Генеральной прокуратуры в Киеве произошла стычка между активистами и силовиками. Пока националисты требовали от ГПУ прекратить сотрудничество с российскими спецслужбами, Президент Петр Порошенко подписал указ, который вводит в действие решение СНБО о прекращении договора о дружбе между Украиной и Россией.
Политический эксперт Алексей Якубин считает, что на этом фоне праворадикалы «хотят обострить конфликт с ГПУ, и проявить себя в этой плоскости».
Отметим, что представители националистических движений штурмовали Генпрокуратуру с требованием уволить заместителя генпрокурора из-за высылки в РФ добровольца Тимура Тумгоева.
Россия обвиняет Тумгоева в участии в боевых действиях в Сирии в составе террористической группировки ИГИЛ. Тот прибыл из Турции в Украину в июне 2016 года, был задержан согласно международному запросу по обвинению в терроризме, и более года сидел в украинском СИЗО. Затем был выпущен под личные обязательства, и с ноября 2017 года принимал участие в боевых действиях на Донбассе.
Тумгоева арестовали еще 11 сентября, выдали РФ 12 сентября. А штурм Генпрокуратуры состоялся только 17 сентября.
Алексей Якубин отмечает, что большинство людей мало разбираются в теме этого конфликта, и для них играет роль лишь тот факт, что Тумгоева выдали России, хотя он воевал в составе добровольческого батальона на Донбассе.
«То есть, организаторам митинга, по сути, нужен был хайп, который они получили», — говорит он.
Эксперт считает, что пикет у стен ГПУ «имеет свои подводные камни». Он обратил внимание на то, что генпрокурор Юрий Луценко в последние дни сделал ряд громких заявлений.
Так, 11 сентября было обнародовано интервью с генпрокурором, в котором он заявил, о намерениях подать в отставку. Глава ГПУ обещает сделать это сразу после окончания президентских выборов в 2019 году.
«При любом результате у меня есть намерение подготовиться и перейти в украинскую политику. Хочу подчеркнуть — при любом исходе выборов», — заявил генпрокурор.
Он также подтвердил, что на данный момент ведет переговоры по поводу будущей парламентской кампании с Виталием Кличко.
Следует отметить, что в начале месяца Порошенко пригласил депутатов фракции «Блок Петра Порошенко» (БПП) в государственную резиденцию «Залесье» под Киевом на закрытую встречу. Депутаты ожидали присутствия Луценко, который был лидером партии БПП и главой парламентской фракции до назначения генпрокурором. Но тот не явился.
По информации LIGA.net, в этот момент Луценко давал интервью журналистам, а потом пошел в кино с младшим сыном. Политолог Игорь Петренко заявил в этом издании, что отсутствие Луценко может быть связано с «определенными разногласиями» с Президентом.
Недовольны западные партнеры
Накануне штурма националистами Генпрокуратуры, в Киеве проходил форум YES – « Ялтинская европейская стратегия». С 13 по 15 сентября в столице находились свыше 400 ведущих политиков, дипломатов, бизнесменов, общественных активистов и экспертов из 28 стран мира.
Среди участников YES были представлены: бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, бывший Государственный секретарь США Кондолиза Райс, экс-генсек НАТО Андерс фог Расмуссен, спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер и другие.
Выступал на форуме и Луценко. 15 сентября, отвечая на вопрос британского журналиста Стивена Сакура на конференции YES, Луценко заявил, что следствие ГПУ требует от оператора мобильной даты пребывания в зоне действия вышки мобильного оператора возле НАБУ журналисток Натальи Седлецкой и Кристины Бердинских.
Сакур отметил, что действия ГПУ «на самом деле очень опасны для будущего независимой журналистики и являются сигналом всем журналистам и гражданам в Украине, что журналисты не защищены от системы».
В ответ Луценко заявил, что дело закрыто не будет: «Они являются свидетелями, и свидетелями останутся». Генпрокурор подтвердил, что намерение получить решение на доступ к данным было реализовано с его ведома.
Напомним, с 2017 года Генпрокуратура расследует уголовное производство в отношении директора НАБУ Артема Сытника из-за вероятного разглашение данных следствия на основании опубликованной в интернете аудиозаписи, где человек с голосом, похожим на голос Сытника, рассказывает журналистам детали некоторых резонансных дел. Упомянутые журналистки проходят свидетелями.
Эксперты напоминают, что НАБУ и другие антикоррупционные органы были созданы по инициативе западных партнеров. А 19 сентября комитет Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции в среду, заслушает отчет директора Национального антикоррупционного бюро Украины Артема Сытника о результатах работы ведомства.
Генпрокуратура же рапортует о собственных результатах. Так, пресс-секретарь Генеральной прокуратуры, Андрей Лысенко, на брифинге 13 сентября сообщил, что «всего с начала этого года органами прокуратуры задокументировано 6 923 случая получения неправомерного вознаграждения и других коррупционных преступлений, из них 2 385 обвинительных актов передано в суд и уже 516 человек получили свои приговоры».
Эксперт Андрей Головачев отмечает, что из почти 7 тыс. составленных протоколов и взяточничестве и коррупции лишь 34% смогли передать в суд , где 7,5% получили приговоры, как правило, условные сроки без конфискации имущества.
«Откуда такой вывод? Из доклада спикера ГПУ Андрея Лысенко, который в конце брифинга скромно сообщил что с начала года в казну вернулось ….внимание! 65,7 тыс. гривен, т.е. 2.5 тыс. долларов», — подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что именно Запад стал внедрять в Украине западные институты борьбы с коррупцией (НАБУ, САП, НАПК).
«Запад на примере Украины еще рад доказал известную всем социологам и политэкономистам истину: западные институты невозможно волевым образом внедрить в то общество, которое не разделяет западные ценности», — считает Головачев.
Алексей Якубин, в свою очередь, полагает, что неслаженностью между ГПУ и антикоррупционными органами спешат воспользоваться другие силовики. По его мнению, выступление радикалов у стен Генпрокуратуры выгодно руководству МВД.
«Пикет у стен ГПУ –это еще один этап противостояния министра внутренних дел Арсена Авакова который часто выступает покровителем праворадикальных сил, и против генпрокурора Луценко. Ни для кого не секрет, что между этими двумя организациями есть конфликт. Я не исключаю, что это — попытка Авакова ослабить позиции ГПУ на данном этапе», — сказал Якубин.