С 1 февраля нынешнего года в Швейцарии вступил в силу закон об отмене швейцарской банковской тайны для иностранцев «О международной помощи в налоговых вопросах». Отныне правоохранители всех стран имеют право на информацию о действиях своих соотечественников в швейцарских банках. Поводом для раскрытия их банковской тайны может стать подозрение в неуплате налогов у себя в стране или в отмывании денег. После официального запроса от иностранных органов правосудия власти Швейцарии обязаны предоставить им нужную информацию. Налоговики разных стран также имеют полное право направлять запросы швейцарским властям о банковских счетах граждан своих государств. В свою очередь швейцарские банки, имеют право просить налоговиков предоставить все «подробности» о «проблемном» клиенте: как он уклонялся от уплаты налогов, какие счета у него есть в банках и т.д. и т. п.
На сайте правительства Швейцарии говорится, что закон принят парламентом страны еще 28 сентября прошлого года. 16 января истек срок для созыва референдума, который мог бы повлиять на данное решение, потому с 1 февраля 2013 года закон вступил в силу. По всей видимости, швейцарским банкам надоело «отвечать» за нерадивых иностранцев.
Известно, что власти Швейцарии не раз «приоткрывали» банковскую тайну под натиском иностранных регуляторов, подписывали соглашение с США и Россией о доступе к информации о счетах своих граждан в швейцарских финучреждениях. Главную роль в том, что «железный занавес» на пути к «справедливости» в Швейцарии упал окончательно, сыграли органы юстиции из Великобритании, Германии и США, которые в продолжение нескольких лет оказывали давление на местные власти, чтобы вывести на чистую воду граждан, которые десятилетиями «уходили» от налогов у себя дома. Ведь, по оценкам специалистов, совокупный объем активов, попавших в группу риска, составляет около $1 трлн.
Сейчас Швейцария – уже не та тихая финансовая гавань, какой была раньше. В стране со вступлением закона «О международной помощи в налоговых вопросах» наблюдается бурный водоворот. Спокойной жизни толстосумов пришел конец. Очнувшись в мгновение ока, они начали спасать свои активы. Началась масштабная утечка капиталов из швейцарских банков. И процесс вывода денежных средств буквально с каждым часом набирает скорость и размах. По мнению пессимистов, уже в ближайшие пять лет около трети швейцарских банков исчезнут. В первую очередь прекратят свое существование те, где сосредоточена львиная доля европейских клиентов.
Вообще, финансисты, боясь сглазить, очень скромно комментируют последствия всего этого. До прихода 2013 года Швейцария по праву являлась одним из важнейших банковских и финансовых центров мира. Город Цюрих после Лондона и Нью-Йорка входил в тройку мировых центров валютного рынка. В стране функционируют около 4 тыс. финансовых институтов, в частности, очень много представительств иностранных банков. Именно на швейцарские банки приходится 35-40% мирового управления собственностью и имуществом частных и юридических лиц.
Швейцарские финучреждения долгое время имели репутацию надежных благодаря стабильной внутренней политике, твердому швейцарскому франку и соблюдению банковской тайны. Швейцария, как крупный экспортер капитала, до сегодняшнего дня держала 4-ое место в мире в сегменте данных услуг (после США, Японии и ФРГ).
Прямые инвестиции Швейцарской Конфедерации за границей составляют 29% ВВП страны. 3/4 всех инвестиций размещены во всех промышленно развитых странах и части развивающихся стран. А сейчас, видимо, банки Швейцарии уже выпадут из традиционного ассоциативного ряда, который характеризует страну: останутся только швейцарские часы и швейцарский сыр. Без швейцарских банков.
Тем временем, эти изменения вряд ли коснутся украинских богатеев. Как отмечают эксперты, доля клиентов из Восточной Европы среди всех инвестиций и активов в Швейцарии очень незначительна. По мнению гендиректора "Платинум Банка" Грега Краснова, последние изменения финансовой политики Швейцарии только усилят экстерриториальные фискальные амбиции крупнейших стран Запада, в частности, США, Германии, Британии и др. «Я не слышал, чтобы украинцы держали крупные активы в Швейцарии. Подавляющее большинство отечественных олигархов держат деньги на Кипре», – говорит Грег Краснов.
Тем временем, бывший директор Департамента массово-разъяснительной работы и обращений граждан Государственной налоговой службы, ныне начальник Управления коммуникаций Минфина Виктор Косарчук так прокомментировал “ГолосUA» последние изменения в банковской политике Швейцарии: «Я как гражданин понимаю, что фискализация и детенизация экономики – это очень правильно. Также я понимаю, что теперь, когда нет банковской тайны, люди будут опасаться. Считаю, что к этому вопросу надо подходить взвешенно, осторожно и осмотрительно, чтобы не наломать дров. С другой стороны, Украина всегда боролась за то, чтобы выйти из черных списков FATF. Потому есть здесь и плюсы, и минусы, как у каждой медали – две стороны».