Франция, Италия, Испания, Португалия и Греция – вот далеко не полный перечень стран, охваченных сегодня массовым профсоюзным движением. Только за последние полтора месяца в ряды так называемых «трейд-юниоров» вступили более пяти миллионов человек на всей территории от Копенгагена до Лиссабона. Требования, выдвигаемые активистами к местным властям и работодателям, как правило, не очень разнятся и сводятся к дополнительным социальным гарантиям и повышению заработной платы. Однако аналитики констатировали: именно сейчас, впервые с момента «революционных» шестидесятых годов прошлого века представители рабочего класса демонстрируют свою способность диктовать лидерам крупного бизнеса свои условия. Давний лозунг европейских социалистов «Сила – в единстве!» доказал свою действенность.
Президент Франции Франсуа Олланд не может скрыть своей растерянности. Комментируя массовые забастовки рабочих и служащих, сопровождающиеся перекрытием шоссе и железнодорожных магистралей, а также блокированием работы аэропортов и предприятий, он как-то довольно странно изрек: «Да, есть проблема с трудовым законодательством. Но давайте переживем футбольный чемпионат, а потом будем заниматься вопросами рабочих». После этих слов глава государства подвергся нещадной критике. Причем не только со стороны самих протестующих. «Вопросы рабочих» — это сказано более, чем мягко. Миллионы французов по всей стране протестуют против поистине драконовского трудового законодательства, предусматривающего увеличение рабочей недели, резкое сокращение заработной платы и возможность увольнений сотрудников без выходного пособия. Манифестации превратились во всеобщую забастовку, в буквальном смысле этого слова парализовавшую всю страну. Проведение пресловутого Чемпионата Европы по футболу оказалось под угрозой срыва, однако властям удалось договориться с митингующими: последние на время отказались от бойкота. Впрочем, ненадолго – уже 10 июля (сразу после окончания ЧЕ) блокада крупнейших государственных объектов возобновится, и, судя по всему, в ней уже будут участвовать все без исключения профсоюзные организации Франции.
Не менее впечатляющая картина наблюдается в Греции. Там лидеры профдвижений с завидной регулярностью выводят на центральные площади и улицы Афин десятки тысяч человек. Демонстранты требуют повышения зарплаты и социальных выплат, снижение возраста выхода на пенсию и создание новых рабочих мест. Дело дошло до того, что владельцы нескольких крупных заводов под угрозой собственного банкротства были вынуждены предоставить личные гарантии для своих рабочих. «Это мы называем победой над олигархами, которые фактически обогащаются за наш счет, — сказал журналистам один из руководителей протестных движений Янис Клиридис. – Мы мечтаем создать мощнейшее профсоюзное движение, которое охватывало бы не только Грецию, но и другие государства Объединенной Европы. Только тогда европейские рабочие будут по-настоящему считать себя хозяевами своей судьбы».
Подобные настроения разделяют в Италии. На днях в Неаполе – крупнейшем промышленном регионе страны тысячи рабочих и служащих вышли на демонстрацию с призывом «объединиться с зарубежными соратниками» с целью «повсеместного повышения заработной платы». Дескать, сейчас политика официального Брюсселя направлена на сдерживание в ЕС программ социальной помощи, и эту несправедливость можно побороть лишь сообща. Кстати, итальянский премьер Маттео Ренци, человек левых взглядов, такую акцию одобрил.
«Дело в том, что не одобрить упомянутые выступления – было бы поступком крайне недальновидным, — сказал в комментарии ГолосUA секретарь Ассоциации независимых профсоюзов Испании Рамон Реес Идальго. – Сегодняшняя действительность наглядно демонстрирует, что левые идеи завоевывают Европу. Не считаться с рабочим движением нельзя, и власти доброго десятка стран ЕС это прекрасно понимают. Олигархам же следует помнить, что, объединившись, мы сможем серьезно подорвать их благосостояние».
Похоже, это действительно так. Как свидетельствуют биржевые сводки, из-за массовых протестов и забастовок на грани разорения оказались десятки крупных заводов и фабрик по всей Европе. Их владельцам придется сесть с профсоюзами за стол переговоров. Сегодня это лишь вопрос времени.