Сила власти — сила церкви?

Нынешний визит Патриарха Кирилла почти синхронен по времени с его прошлогодним приездом в Украину. В июле 2009 года Патриарх уже посещал Мать городов русских, но это посещение сложно было назвать дружелюбным. Кирилла встречали пикетами, были попытки сорвать его поездки в западные регионы и даже звучали предложения депортировать его из Украины. />  
Нынешний визит предстоятеля РПЦ проходит совсем в другой атмосфере — прежде всего, политической и геополитической. Патриарх всея Руси приехал после смены власти: если в 2009-м его принимала Тимошенко, то теперь почести главе Русской православной церкви оказывает Президент Янукович. Это самый длительный из визитов патриарха Кирилла — он продлится почти неделю. Но если в свой прошлый приезд предстоятель РПЦ «покорял» Запад Украины, то сейчас его внимание сосредоточено на центральных и южных областях. Большинство экспертов сходится во мнении: цель патриарха Кирилла — объединить все украинское православие, под эгидой Московского Патриархата. Сам Кирилл также дал своему визиту не только духовную, но и политическую оценку: «Уже сейчас видно, конечно, что происходит стабилизация политическая, выравнивание экономических показателей, развитие отношений с миром, с ближайшими соседями, включая Россию, Европу и США», — сказал он. В то же время Патриарх всея Руси не исключил, что это лишь его личный взгляд: «Мне хотелось бы увидеть и почувствовать то, что происходит сегодня в Украине. Но если говорить коротко, я достаточно положительно расцениваю развитие Украины в последние месяцы».

Глава русской Церкви подтвердил это программой своего визита: его интересовало не только посещение центров православия, но и светские мероприятия, общественные форумы. Так, в Одессе Кирилл посетил Одесскую национальную юридическую академию и встретился с общественностью города в Национальном академическом театре оперы и балета. После этого Патриарх прибыл в Днепропетровск, где общался с
 духовенством региона. А уже через несколько часов он возлагал венки к монументу героям русско-турецкой войны в Севастополе. В программе его поездок также посещение Южмаша и национальных университетов.

И в течение всех встреч, духовных и светских, Патриарх Кирилл постоянно говорит об одном – о расширении границ русского православного мира. По сути, если такое сравнение не слишком кощунственно, Кирилл — это Путин духовного мира. Он ставит перед собой глобальные цели и готов решать их радикально, в том числе и путем духовной экспансии. Укрепление духовных связей Украины и России является естественным продолжением смены векторов в двухсторонних отношениях Киева и Москвы. Не побоюсь провести параллель между «харьковскими соглашениями», ратифицированными в апреле, и июльским визитом Патриарха всея Руси. Кстати, и одно и другое мероприятие получило уверенное одобрение нынешнего Президента Виктора Януковича.

 Это логично, поскольку Янукович выстраивает сейчас в Украине жесткую вертикаль власти, вольно или невольно копируя российскую модель. Отсюда его частые встречи с российскими властями — президентом и премьером, отсюда же — поддержка инициатив главы Русской православной церкви. В чем близость Виктора Януковича и Патриарха Кирилла? И тот и другой — сильные бюрократы, сторонники крепкой вертикали власти. Несмотря на свои либеральные взгляды, и российский Патриарх Кирилл и украинский Президент Янукович все-таки выступают адептами мощной иерархической системы — как в духовном, так и в политическом плане. Оба лидера выступают за наведение бюрократического (в хорошем смысле этого слова) порядка в Украине. Экономический кризис, «популистская демократия» предложенная в качестве модели управления прежней властью, фактически разбалансировали страну. В качестве одного из инструментов стабильности, которая должна стать визитной карточкой новой власти, и выбрана опора на церковь. Причем, Янукович здесь действует как зеркальное отражение экс-президента Ющенко. Виктор Андреевич выступал за создание единой поместной церкви, Виктор Федорович — за расширение границ православного мира под эгидой Московского патриархата. Но оба они видели силу своего правления в поддержке церковной иерархии. Правда, Ющенко сделал акцент на более численно слабую униатскую церковную общину, более близкую европейскому духовному миру. Янукович и политически и духовно ищет опору в российском православии. Видя и чувствуя это патриарх Кирилл приехал в Украину не просто с очередным визитом. С одной стороны, это проявление «дипломатического натиска», который призван окончательно укрепить новых украинских лидеров в правильности сделанной ставки. С другой, глава РПЦ твердо настроен на укрепление позиций Московского патриархата в Украине. При этом несложно заметить, что зоны укрепления — это одновременно и центры электорального влияния Партии регионов — Днепропетровск, Одесса, Крым, Донецк.

Тот факт, что Кирилл посетил ведущие духовные центры на юге и в центре страны (Свято-Успенский кафедральный собор в Одессе, Свято-Троицкий кафедральный Собор в Днепропетровске, Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру) говорит о наличии продуманного плана, который включает не только объединение определенных епархий, но и укрепление позиций Русской православной церкви там, где для этого есть благодатная почва. Потому что происходит реабилитация исторических и церковных традиций, которые были «принижены» прежней властью, делавшей упор на иные духовные ориентиры. Работа Церкви всегда строится на ментальном уровне, она более тонкая и дипломатичная по сравнению с неуклюжими политическими эскападами. И именно этот момент заставляет новых политических вождей искать опоры и поддержки у христианской православной церкви — одному из институтов, которому граждане до сих пор доверяют куда больше, чем власти. Очевидно, нынешней украинской власти и нынешней православной церкви в Украине не может не импонировать и та внутренняя сила, которая присуща РПЦ, и которая появилась у нее только во взаимосвязи с внешнеполитическими и внутриполитическими событиями, происходящими ныне в России. Проще говоря, сильная власть в РФ стимулирует и развитие сильной церкви. Причем, РПЦ окрепла до такой степени, что стала претендовать на собственное видение будущего православного мира, расширять свои границы, строить качественно организованную православную империю. Для начала — в Украине и Белоруссии, с прицелом на страны Восточной Европы. Россия, как империя политическая, свою церковь в этом всячески поддерживает.  

А что же Украина? Мы можем стать частью «русского православного мира», но при этом надо учитывать достаточно серьезный риск раскола и гражданского противостояния. Украинская православная церковь не столь сильно зависит от государства, она в большей мере «народная». И если дипломатические таланты патриарха Кирилла помноженные на поддержку украинской власти еще могут переубедить церковных руководителей, то давление на верующих может оказаться той пружиной, которая разогнется в обратную сторону и приведет совсем к другому эффекту, нежели прогнозируется… Поэтому мы будем внимательно следить за вехами визита Патриарха Кирилла в Киев, где будут подведены итоги недельного пребывания главы РПЦ на украинской земле.

.
 

Читайте также по теме