Состоявшиеся 13 апреля выборы в парламент Сирийской Арабской Республики (САР) фактически разделили мировое аналитическое сообщество на два лагеря. Представители первого утверждают, что Сирия, наконец, доказала свое намерение покончить с кровопролитной гражданской войной, вторые — твердят о крахе так называемой «системы Асада». И те, и другие в своей правоте могут посоревноваться. Но недолго.
Потенциальное «соревнование» явно проиграли Соединенные Штаты. Накануне главный пропагандист Белого Дома контр-адмирал Джон Кирби в свойственной ему манере назвал сирийское всенародное голосование «нелегитимным». «Я полагаю, выборы в Сирии не могут заслуживать никакого доверия: Асад находится у власти, миллионы сирийцев попросту бежали из страны по причине гражданской войны», — заявил американский чиновник. Кстати, пресловутый чиновник выражать собственную точку зрения по протоколу не имеет права. Впрочем, это право периодически нарушалось его предшественниками, включая Дженнифер Псаки, «прославившейся» относительно глупыми комментариями по поводу войны в Ираке и борьбе с международным терроризмом («Мы показали Багдаду, как правильно воевать с террористами»).
Как показала практика, именно команда действующего и законно избранного президента САР Башара Асада, последовательно вытесняющая террористов ИГИЛ, накануне одержала, если так можно выразиться, сокрушительную победу на выборах в Меджлис (парламент) страны. По предварительным данным, более 82% жителей Сирии, обладающих электоральным правом, выразили желание видеть правящую партию БААС (арабское возрождение рабочих и крестьян, — Ред.) во главе страны. Однако вот ведь в чем дело: впервые в новейшей истории Сирии упомянутые выборы прошли в обстановке абсолютной демократии. «Свои кандидатуры выдвинули не только сторонники Асада, но и его яростные противники, которые еще вчера во главе оппозиционных войск пытались штурмовать Дамаск, – сказал в комментарии ГолосUA арабский политолог Хасан аль-Дами. – Это можно назвать «сирийским феноменом»: выборы поистине стали символом демократизации сирийского общества. Демократизации или демократии, которой Вашингтон может только позавидовать».
В данном контексте завидовать есть чему. «Классический арабский прием — опустить пальцы руки в чернила во избежание повторного голосования, исключает так называемые «карусели», — отмечает американский политический обозреватель Роберт Коннолли. – Выборы в Конгресс США этим эффектом не отличаются. Следовательно, Дамаск преподал Вашингтону урок демократии».
Насколько этот урок будет усвоен, сказать сложно. Главный союзник Америки в регионе – Саудовская Аравия (СА) – страна, которая еще недавно претендовала на введение собственных войск в Сирию для борьбы с «режимом Асада», неожиданно осуществила дипломатический демарш. «Мы понимаем всю целесообразность и историческое значение сирийских выборов, – заявил заместитель наследного принца СА Мухаммад ибн Наиф Аль Сауд. – Будем надеяться на то, что уже в ближайшее время мир и спокойствие в Сирии станут символами этой страны». Он сообщил, что Эр-Рияд уже отказался от идеи бомбардировки позиций правительственных сил Сирии.
А вот такие слова иначе как сенсацией, или признанием наличия в САР демократического (гражданского) общества интерпретировать попросту невозможно. «Мы все теперь можем говорить о «сирийском феномене», — сказала диктор ливанского телевидения, комментировавшая ситуацию в САР.
Сирия стала новой отравной точкой для создания на территории Ближнего Востока и Северной Африки нового «анклава спокойствия»: по некоторым данным, за мир и процветание в регионе проголосовали даже те, кому были чужды ценности Асада. Окончательные результаты выборов, которые Дамаск огласит через несколько дней, решающей роли уже не сыграют – Сирия показала свою способность к утверждению демократических реформ. Окончание кровопролитной гражданской войны, длящейся уже более пяти лет – не за горами. По крайней мере, в это хочется верить.