Несколько дней назад президент США Дональд Трамп в одностороннем порядке распорядился направить в Сирийскую Арабскую Республику (САР) специальный контингент Пентагона якобы для защиты местных нефтяных месторождений от потенциальных террористов. На этом фоне было объявлено о строительстве сразу двух новых американских военных баз на северо-востоке Сирии. Одновременно Турция объявила о намерении оставить своих военных на сирийском северо-западе, а Великобритания выразила готовность спонсировать подразделения боевиков, представляющих оппозицию законному правительству Дамаска. По мнению независимых аналитиков, говорить о том, что после изгнания из региона террористов «Исламского государства» гражданская война в Сирии прекратится, нет никакого смысла.
Справедливости ради сразу следует отметить: боевые действия на территории Сирийской Арабской Республики действительно, что называется, сошли «на нет» – сегодня практически все области этого государства считаются «спокойными зонами». Однако это спокойствие обусловлено единственным и, по сути, главным обстоятельством – пресловутые зоны разделены по принципу сфер влияния отдельно взятых иностранных держав. «Действующая армия САР не вторгается в контролируемые оппозиционной «Сирийской свободной армией» (отчасти – Великобританией, — Авт.) западные части страны, а подразделения сирийских курдов прекращают свои действия на границе территорий, подконтрольных Турции, — сказал в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA арабский политолог Хасан аль-Дами. – В свою очередь ни сирийская оппозиция, ни курды, ни турки не желают вступать в противостояние с военнослужащими России, контролирующей сирийский запад и являющейся главным союзником законного президента Сирии Башара аль-Асада». По словам аналитика, в данном конкретном случае можно говорить о том, что сирийская гражданская война «автоматически превращается в войну дипломатическую».
Впрочем, и здесь подобное определение вряд ли является стопроцентно точным. А все из-за позиции нынешнего хозяина Белого дома Дональда Трампа. Объявив о победе над террористической группировкой «Исламское государство Ирака и Леванты» (ИГИЛ) и «торжественно» выведя из Сирии десятитысячный контингент Пентагона, американский президент внезапно нарушил все дипломатические нормы и вернул в районы Хомса и Баяниса (области, где сосредоточены крупнейшие месторождения нефти, — Авт.) две тысячи солдат и офицеров армии США. «Мы будем защищать сирийские нефтяные заводы от разного рода преступников», — довольно двусмысленно заявил американский лидер. «Таким образом, Америка фактически объявила о намерении вернуть контроль над богатейшими землями Сирии в частности и Ближнего Востока в целом, — подчеркнул в комментарии для ГолосUA американский политический обозреватель Уильям Коннолли. – Терять свое влияние здесь команда Трампа явно не собирается».
Любопытно, что главные оппоненты президента Соединенных Штатов – конгрессмены от Демократической партии США уже использовали пресловутую позицию хозяина Белого дома в своих целях. «Дальнейшее присутствие войск Пентагона в Сирии является бессмысленной тратой денег американских налогоплательщиков», — резюмировала спикер Палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси. И, как бы между прочим, не исключила возможности приобщения действий Трампа в нынешней САР к обвинению в предательстве президентом интересов США и объявлению ему вотума недоверия и импичмента.
Складывается вполне объяснимое впечатление, что «дипломатическая война» в Сирии станет не менее жаркой, нежели завершившаяся война гражданская. «Сейчас ситуация в САР напоминает расположение фигур в калейдоскопе, где будущее отдельной взятой композиции зависит от поворота оси всей конструкции, — отмечает европейский правозащитник Александр Митц. – В этой связи самой Сирии необходимо не потерять государственности и в очередной раз не превратиться в пирог, который между собой делят иностранные державы».
На вопрос, удастся ли сирийскому президенту аль-Асаду сохранить целостность своей страны, эксперт так и не ответил.