Эффективность любой системы следует оценивать по результатам, которые исходят из поставленных перед системой задач. С этой точки зрения, белорусская система здравоохранения не просто превосходит украинскую, а вообще является несравнимой с ней!
Белорусская система, во-первых, является государственной, то есть именно власть ставит перед ней задачи и обеспечивает ресурсами для их выполнения. К 2015 году Республика Беларусь планирует выйти из депопуляции на нулевой рост населения, а в 2016/2017 – выйти на естественный прирост населения.
Такое состояние дел возможно исключительно благодаря высокому патриотизму белорусской элиты. Решить проблемы депопуляции можно было бы и иным путем – к примеру, поселив на территории страны эмигрантов из Азии, Африки, Ближнего Востока, и вместо социальной защиты и обеспечения временно нетрудоспособных необходимых им лечением, деньгами и т.д., их можно было попросту увольнять с работы, замещая здоровыми трудовыми мигрантами.
Основой системы здравоохранения в Беларуси является давно забытый в Украине после распада СССР принцип профилактики заболевания. Это не означает, что лечат плохо или не качественно или не уделяют этому должного внимания – просто значительная часть ресурсов используется для проведения превентивных мер. В частности, в Беларуси 100% детей дошкольного и школьного возраста охвачены ежегодной диспансеризацией. Та же ситуация наблюдается и на предприятиях – причем как государственных, так и коммерческих. В связи с этим, уровень профессиональных заболеваний и травматизма в Беларуси достаточно низок.
В школах, вузах и на крупных предприятиях сохранились медпункты. Мало того, достаточно серьезные медицинские амбулатории имеются даже на коммерческих предприятиях, при том находятся они в подчинении Министерства здравоохранения Беларуси. При этом расходы на содержание помещения и обеспечения оборудованием берет на себя предприятие, а зарплату врачам платит государство. Мало того, что такая схема обходится предприятию дешевле, чем отчисления в фонды социального страхования, она еще и позволяет существенно снизить расходы на больничные сотрудникам, а также обеспечить тот самый низкий уровень профессиональных заболеваний.
С одной стороны, такая система достаточно социальна, а с другой – предельно рациональна и прагматична, поскольку отвечает и интересам государства, и интересам бизнеса, а главное – способствует здоровью граждан.
Существует ли в Беларуси медицинский бизнес? Да, существует. Есть и платные услуги. Но они не являются основой системы, а скорее проявляются как сопутствующий ей элемент. Что такое платная услуга? Кто и как ею может воспользоваться и в каком случае? Поскольку в Беларуси сохранилось советская, пусть и модифицированная система Семашко, то для того, чтобы пройти определенный курс лечения, пациент должен обратиться в медучреждение по месту жительства и если на этом уровне ему не могут оказать необходимую помощь, он получает направление в межрайонный/городской/областной медицинский центр, где уже на основании этого направления и диагноза, поставленного либо по месту жительства, либо уже медучреждением высшего уровня, ему определяется курс лечения.
Курс лечения утверждается Минздравом на большинство известных заболеваний. Так называемая карта лечения позволяет не только стандартизировать процесс лечения различных больных, но и контролировать самих врачей – дабы пациенту не были назначены дорогие и бесполезные препараты, как это сплошь и рядом происходит в Украине. При этом если больному захочется получить какую-либо медицинскую услугу, которая не входит в карту лечения, вот за это ему и придется заплатить. К примеру, если вы поступили в стационар с язвой желудка в стадии обострения, а хотите пройти курс иглоукалывания, то эа эту услугу придется заплатить, потому что к лечению основной болезни они никакого отношения не имеют.
Также если человек по каким-то причинам захотел сразу обратиться в областной медцентр, минуя районную поликлинику, то за подобную консультацию ему также придется заплатить. Однако, если обследование, за которое он заплатил в областном центре, выявит какие-либо патологии, требующие стационарного лечения, то помещение в стационар и нахождение в областной больнице будет для пациента бесплатным.
Для неграждан республики услуги белорусской медицины также платные. Однако их стоимость достаточно низкая по сравнению с Западной Европой, Израилем или США. Поэтому в последние несколько лет медицинский туризм в Беларусь развивается достаточно интенсивно. В основном едут жители ближнего зарубежья – из России и Украины. А после вступления в Таможенный союз, в Беларуси стали чаще появляться и туристы из Казахстана.
Система оплаты прозрачна – есть четкий прайс на услуги, с которым можно ознакомиться заранее. Как это не удивительно, но кроме того, что вы заплатили в кассу, дополнительных «благодарностей» в денежном выражении врач от вас не только не потребует, но и не примет.
Беларусь сильно пострадала от Чернобыльской катастрофы. И за государственные средства в ней был построен специальный лечебно-диагностический комплекс Гомельский Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, где не только диагностируются и лечатся жители Беларуси, но и постоянно ведется научная работа, и анализируются статистические данные по заболеваниям на зараженных территориях.
По словам директора центра, доктора медицинских наук Александра Валентиновича Рожко, на данный момент к заболеваниям, которые однозначно статистически значимо связаны с Чернобыльской катастрофой, относятся рак щитовидной железы. Статистика же по другим заболеваниям не позволяет сделать однозначного вывода, что увеличение проявлений частоты тех или иных нозологий непосредственно связаны с радиацией. Однако за десять лет работы центра (он открыт в апреле 2003 года) был накоплен солидный практический опыт помощи пациентам, проживающим на загрязненных территориях и подвергшихся воздействию различных доз облучения. Именно в этот центр после катастрофы на Фукусиме обращались японцы за консультациями и помощью в разработке методик лечения пострадавших в результате аварии.
Пример белорусской системы здравоохранения показывает, что рыночные условия могут быть использованы по-разному и рационализм и прагматичность отнюдь не антагонистичны социальной направленности государственной политики.