Андрей Кислов
16:00 19/06/2018

Скандальная поправка: Приговоры Антикоррупционного суда грядут после выборов

Из-за поправки об апелляциях Высший антикоррупционный суд не покажет скорых результатов – считают эксперты. Они не исключают, что вопреки обещаниям , что  суд заработает до выборов, правка была внесена с ведома Банковой.

«В судах, подконтрольных Порошенко»

Председатель Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что в парламенте пройдут консультации по механизму изменения закона о Высшем антикоррупционном суде (ВАС) в части отмены  правки об апелляции.

«Я узнал уже перед подписанием закона, комитет на своем заседании внес данную правку, что она была в опубликованном тексте», — сказал он.

Теперь, по словам Парубия, для внесения изменений в закон об Антикоррупционном суде нужно провести ряд консультаций, на которых определят оптимальный для голосования в парламенте механизм.

Эксперт Александр Дубинский иронизирует, что Президент Порошенко занял в отношении Антикоррупционного суда свою любимую позицию – «у нас независимый парламент, он разберётся, если что-то не так».  

«Только непонятно, почему Петр Алексеевич с таким упорством продолжает считать всех вокруг идиотами, которым можно впаривать любую фигню и делать вид, что он ни при чем», — написал он в Facebook.

Напомним, 7 июня Верховная Рада приняла закон №7440 о Высшем антикоррупционном суде. «За» проголосовали 315 народных депутатов. Президент Петр Порошенко подписал  закон 11 июня.

13 июня Международная антикоррупционная сеть Transparency International забила тревогу — в принятом законе обнаружилась норма, по которой апелляции по делам Национального антикоррупционного суда (НАБУ), которые суды уже рассматривают сейчас, будет рассматриваться в судах общей юрисдикции, а не в Антикоррупционном суде. В Transparency International заявили, что в таком случае апелляция состоится в обход Антикоррупционного суда и в обход предварительных договоренностей с международными партнерами, и призвали срочно исправить эту  «ошибку», проголосовав за соответствующие изменения в закон.

Александр Дубинский отмечает:  «Разобраться «независимый парламент» должен с поправкой, которую в закон прямо перед подписанием, ночью, внес ручной глава комитета ВР по правосудию Князевич. Благодаря этой поправке, к которой Порошенко типа ни при чем, теперь все апелляции на решения антикоррупционного  суда будут рассматриваться в судах, подконтрольных Порошенко. Никакого злого умысла. Просто повезло».

Глава фракции «Блок Петра Порошенко» Артур Герасимов заявил, что  правка о том, что все уголовные производства должны быть переданы в Антикоррупционный суд, была в первой редакции президентского законопроекта, но «она была изменена некоторыми активистами в зале».

Как известно, к законопроекту о Высшем антикоррупционном суде имелось около двух тысяч правок.

Герасимов назвал «истерикой», реакцию правозащитников на правку, которую ранее не заметили.   По его словам, все правки обсуждались в комитете открыто, проводились дополнительные заседания. Материалы были распечатаны и розданы в зале.

«И после этого некоторые псевдоэксперты просто дискредитируют страну, дискредитируют парламент. Мы требуем защитить парламент от этой дискредитации», — заявил  Герасимов.

 В то же время  глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин заявил, что благодаря поправке об апелляции могут избежать наказания:  экс-руководитель ГФС Роман Насиров, нардеп-беглец Александр Онищенко, экс-нардеп Николай Мартыненко, бывший военный прокурор сил АТО Константин Кулик, директор Запорожского титано-магниевого  комбината Владимир Сивак, экс-председатель Государственной зерновой корпорации Валерий Томиленко, председатель Госаудитслужбы Лидия Гаврилова, мэр Одессы Геннадий Труханов, нардепы Бореслав Розенблат и Максим Поляков.

Правка затронет 135 дел НАБУ, которые уже находятся на рассмотрении в судах, а также все расследования, которые будут завершены  до запуска Антикоррупционного суда.

До Нового года суда не будет?

 В профильном комитете Рады заверили, апелляционная правка прошла все стадии согласования. Дескать,  это была рекомендация экспертов Венецианской комиссии, а комитет учел ее. Якобы передача дел ВАС «привела бы к перегрузке судей Высшего антикоррупционного суда».

В Венецианской комиссии сказали, что не имеют отношения к этой норме.

 «Со стороны Венецианской комиссии не было такого требования», — заявил секретарь комиссии Томас Маркерт.

Теперь  спикер Андрей Парубий поясняет, что поправку об апелляции можно отменить разными способами.

 «Это может быть отдельная правка, а может быть в законе, который сейчас готовится к принятию во втором чтении о судоустройстве, она может быть внесена в тело того закона ко второму чтению», —  сказал спикер Верховной Рады.

Дело в том, что для запуска Высшего антикоррупционного суда принятого закона недостаточно. Парламент должен проголосовать за два «технических» законопроекта. Первый —  о запуске Антикоррупционного суда , второй —  о внесении изменений в законопроект о судоустройстве и статусе судей.

Напомним, что Высший антикоррупционный суд  должен завершить создание вертикали органов противодействия коррупции, в которую входят Нацагенство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и  Специализированная антикоррупционная  прокуратура (САП).

НАПК должен выявлять информацию о коррупции, НАБУ расследовать коррупционные дела, САП – выступать обвинителем, а ВАС — выносить приговоры.

Такая система создается по инициативе западных партнеров Украины, которые добиваются полной независимости антикоррупционной вертикали от украинской власти.

Виталий Шабунин отмечает, что апелляционная правка, дескать, противоречит предварительным договоренностям с международными партнерами.

«Апелляция дел, которые сейчас находятся на рассмотрении в общих судах, должна проходить в апелляционной палате Антикоррупционного суда», — поясняет он задумку.

По мнению Шабунина,  правка означает, что  ближайшие приговоры против топ-коррупционеров украинцы увидят не раньше, чем через 2-3 года.

«Потому что минимум полгода займет создание Антикоррупционного суда, еще 1,5-2 года в двух инстанциях рассматриваются дела, которые только туда попадут», —  поясняет он.

На этом фоне прозвучало заявление Президента Порошенко,  о том, что он «будет делать все возможное, чтобы антикоррупционный суд создать до начала президентской кампании».  

Отметим, что на создание Антикоррупционного суда закон предусматривает  12 месяцев.  

Он может не начать работу перед президентскими выборами, намеченными на конец марта 2019 года. 

Тем не менее, Глава государства после принятия парламентом закона призывал правительство, обеспечить финансирование создания Высшего антикоррупционного суда уже в нынешнем году.  Теперь он заявляет о том, что нужно успеть создать условия для конкурса, провести конкурс, сформировать суд и запустить его.

А Высшая квалификационная комиссия судей заявляет, что конкурс на должность судей Высшего антикоррупционного суда будет длиться не менее шести месяцев. То есть, завершится он после нового года.

«Если произойдет это ускорение, то мы можем за 6-7 месяцев конкурс провести, если нет — то это может занять 7-9 месяцев», — заявил глава ВККС Сергей Козьяков.

 Это значит, что судейский корпус может быть сформирован в марте 2019 года, и до выборов ВАС к работе не приступит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также по теме