Сказка о хорошем урожае

«У аграриев две беды – плохой урожай и хороший урожай». Это выражение очень любят повторять как отечественные чиновники, так и многие журналисты. И если в первом случае все понятно – плохой урожай, действительно, беда, то во втором случае все не так уж и очевидно…
Качество украинских черноземов и аграрный потенциал страны – излюбленная тема отечественных чиновников. Об этом говорят во время посевной и уборочной кампании, на международных конференциях и при встречах с потенциальными инвесторами. Аграриям все время пророчат светлое будущее и золотые горы, чуть ли не ежедневно рапортуя о прогнозируемых прибылях. Рентабельность сельского хозяйства при этом называют фантастическую! Например, по данным Госстата, в прошлом году доходность выращивания пшеницы составила более 15%, в позапрошлом — более 26%! В этом году обещают прибыль не меньше, чем в прошлом году, однако вот беда — сами аграрии об этом не знают. И не только потому, что урожай до конца еще не собран, а цены на зерно в этом году существенно ниже, чем в прошлом. Например, в Украинской аграрной конфедерации подсчитали, что заявленная правительством рентабельность в 15-25% светит лишь тем хозяйствам, которые соберут с гектара по 30 центнеров продовольственной пшеницы и по 70-80 центнеров кукурузы. Да вот беда: таких хозяйств в Украине не так уж и много. Ведь для того, чтобы получить такой урожай, нужно хотя бы минимально использовать современные технологии – качественные семена, минеральные удобрения, гербициды, новую уборочную технику.
А на это, как всегда, нет денег. Брать в кредит? Не вопрос! Да только аграрии и так уже в долгах, как шелках, тут старые отдавать нечем, что уж говорить о новых заимствованиях. К тому же условия, на которых отечественные банки предлагают кредитование, скорее напоминают логику грабителя, чем финансовой структуры. К дешевым (и, как правило, иностранным) кредитам у селян доступа нет. К сожалению, позволить себе это могут лишь крупные агрохолдинги, которых у нас не так уж и много.
«У нас чиновники все меряют, ориентируясь на них, — возмущается генеральный директор Украинской аграрной конфедерации Сергей Стоянов. — Вот только они забывают, что таких хозяйств, которые могут позволить себе брать недорогие кредиты, скажем, у ЕБРР или IFC, и выдерживать всю технологическую цепочку, наберется с полсотни. А всего у нас более 14 тысяч сельхозпредприятий, большинство из которых – реформированные колхозы, обрабатывающие по 3-3,5 тысяч гектаров и мелкие фермеры. У них постоянное безденежье, им не до соблюдения технологий!».
Для большинства хозяйств, по подсчетам той же УАК, нынешний хороший урожай и вправду будет плохим. Даже хорошая по украинским меркам (30 ц/га) урожайность фуражной пшеницы, которая занимает львиную долю рынка, при нынешних ценах едва-едва позволит хозяйствам выйти в ноль. Что же касается кукурузы, то большинству хозяйств «светит» урожайность не выше 45-50 центнеров с гектара. С учетом нынешней цены – примерно 1100 грн./т. в порту, аграрии не то, что не заработают, дай Бог, чтобы убытки были не очень большими.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-08/06/iAcRXiObShgGzrKi/image/1.jpg" />
Нынешняя «средняя» урожайность в 30 центнеров с гектара – позор для Украины, считают в УАК. И говорят, что у нас с легкостью можно увеличить этот показатель как минимум вдвое. В то же время чиновники только и говорят об аграрном потенциале Украины, ничего не предпринимая для реализации этого самого потенциала. А ведь все, что для этого нужно – это дешевое финансирование для аграриев, чтобы они могли закупать качественные семена и технику, использовать необходимые удобрения и «химию». А еще – разобраться с логистикой. Ведь стоимость доставки одной тонны зерна в порт в Украине является самой высокой в Европе! Даже с нынешними 50-55 млн. тоннами зерна есть проблемы, что уж тут говорить про удвоенный урожай. «У нас самая большая проблема — это отсутствие у железной дороги зерновозов и ограничение пропускной возможности самих путей, — говорит руководитель аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. — Мы не можем построить отдельный путь для пассажирских поездов. А вот с элеваторами не так все плохо. Проблемы есть, но на тот объем, который ожидается в этом году, элеваторов хватит».
А может быть в этом и есть причина низкой урожайности? Ведь если вдруг аграрии, невзирая на финансовые проблемы, поголовно начнут давать рекордные урожаи, резко встанет вопрос о строительстве новых элеваторов, закупке новой уборочной техники, решении транспортных проблем. А это – миллиарды гривен и не один год работы. Кому это надо? Гораздо проще рассказывать о «светлом» будущем, чем его делать. А параллельно – «стричь» село, выравнивая за его счет собственные экономические ошибки. Ведь, как говорится, чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее нужно меньше кормить и больше доить.

Читайте также по теме