Юлия Гайдина
09:00 04/04/2015

Сколько киевляне готовы тратить на развлечения в условиях кризиса

Согласно социологическим исследованиям, проведенным компанией Research & Branding Group , доходы киевлян уменьшились с начала нового года, при этом жители столицы начали больше экономить. Отказывать приходится в необходимых вещах, что уже говорить о досуге и отдыхе вне дома. Тем более, если цены на продукты выросли в несколько раз, по карману ли жителям столицы питаться в заведениях общепита и продолжать проводить отдых за любимым развлечением? Сколько готовы киевляне тратить на это, и как сказывается экономическая ситуация в стране на тех, кто, собственно, кормит жителей столицы и развлекает их, изучал ГолосUA.

Слово социологии

Первое, на чем стали экономить жители столицы, – отдых. К февралю, к примеру, количество таких граждан достигло 61%, когда в июне прошлого года составляло 51%. Число тех, кто экономит на досуге и развлечениях, тоже выросло с 38% в июне прошлого года до 51% в 2015-м. Не экономят вообще только 2% киевлян.

«Большинство людей заявляют, что их доходы значительно уменьшились, а уровень жизни ухудшился. Следовательно, около 80% опрошенных утверждают, что ощутили на себе влияние кризисных явлений в экономике», – сообщил социолог, учредитель компании Research & Branding Group Евгений Копатько.

Впрочем, и без социологических исследований ситуация видна невооруженным взгядом. В тех местах, где раньше было много посетителей, сейчас за стойкой обслуживания часто скучают официанты. Несправедливо было бы сказать, что так везде, но тенденция заметна.

Чаевые за харизму

Если обратить внимание на посещаемость киевлянами кафе, ресторанов и прочих мест, где можно поесть вне дома, стоит отметить – наплыв людей упал.

«Сегодня изредка кто-то заходит. В основном, выпить кофе и поговорить по делам, воспользоваться Wi-Fi. У нашего заведения удобное месторасположение – мы находимся в центре», — говорит официантка Н. одного из столичных кафе, куда в ходе нашей беседы так никто и не зашел. Да и внутри, собственно, людей было негусто.

Впрочем, не для всех ресторанов и кафе посещаемость является проблемой.

«Самой большой проблемой для всех участников рынка является рост цен на продукты и фантастически быстрый рос цен на алкогольную продукцию. Все это вынуждает оперативно менять меню, цены, наполняемость, заменять импортные продукты и т.д.», – поделился старший официант Александр А. одного из столичных демократических ресторанов.

Экономит заведение, по его словам, за счет тщательного планирования логистики, поиска новых поставщиков, новых предложениях.

Александр А. отмечает, что количество посетителей по сравнению с предыдущими месяцами, уменьшилось, но незначительно.

«Наоборот, выросло количество посетителей в дневное время. То есть, людей, которые хотят вкусно поесть», – сообщил Александр А.

К тому же, утверждает он, на количество посетителей влияет и открытие новых учреждений рядом с заведением, где он работает.

«Людей всегда манит что-то новое. А в свете экономической ситуации… Люди обычно не меняются, как и не меняют своих привычек. Возможна только корректировка своих привычек: уменьшение частоты посещаемости заведений, уменьшение суммы заказов, выбор более дешевых блюд и напитков, переориентация на заведения более низкого ценового диапазона и так далее. В последнее время даже заметна тенденция увеличения количества посетителей, которые выбирают питание в ресторанах», – объяснил Александр А.

Несмотря на экономическую ситуацию, в ресторане, где работает наш герой, сокращений не было. Да и чаевые, по его словам, зависят от харизмы самого официанта. В среднем, это 7-10 % от суммы заказов в день.

Заказы — скуднее, ставки – минимальные

В тот момент, когда в центре столицы более-менее ситуация кажется понятной, в пригороде Киева не все так безоблачно. Здесь количество гостей, как говорит бармен небольшого ресторанчика, зависит от дня недели или праздников. В будние дни посещаемость очень низкая. Спасает, по словам Дмитрия Д., празднование корпоративов и банкетов, которые «иногда бывают».

«Ситуация менялась в два этапа. До осени 2014 года процесс шел очень медленно. Людей постепенно становилось все меньше и меньше. А вот с октября-ноября 2014 года гостей в заведениях стало совсем мало. С этого периода некоторые наши предприятия стали убыточными, некоторые и вовсе закрылись», – поделился Дмитрий Д.

Под некоторыми предприятиями наш герой имеет ввиду кафе, бар, а также гостиницу.

«Сокращения тоже были. Самое массовое – около двух недель назад. На заведениях оставляют критический минимум работников. Некоторым убрали зарплаты, а поставили на процент от выручки. А так как выручки минимальные, то и зарплата – соответственная», – говорит Дмитрий Д.

У самого, признается, минимальная ставка + процент от выручки.

«Я официально не оформлен по своим определённым принципам и причинам», – уточняет наш герой.

На фоне увеличения роста цен на продукты, соответственно, растут и цены в меню.

«В связи с этим и заказы становятся скуднее. Чаевые тоже оставляют неохотно, а если и оставляют, то немного (меньше, чем раньше). Люди начинают экономить. А на этом – можно. Вместо чаевых лучше выпить чашку кофе!», – рассказал Дмитрий Д.

Для сравнения он приводит пример среднего чека, который раньше составлял около 250 грн, а сейчас сумма заказа иногда не доходит и до 100.

И при этом, отмечает Дмитрий Д., посещают заведение, в основном, взрослые – от 35 лет и выше. Студенты приходят редко.

Выживание за счет экономии

Елена Майданюк вместе со своим бизнес-партнером открыли свой ресторан в рамках концепции «рядом с домом» недалеко от центра Киева в апреле прошлого года.

«Такого киевским микрорайонам сильно не хватало», – пояснила наша героиня.

Статистика посещения заведения не ведется. В общем, говорит совладелица заведения, все зависит от дня недели, времени суток и погоды. Кроме того, на настроениях посетителей заведения сказывается и экономическая ситуация в стране.

«Они попросту могут отсиживаться дома, если произошел очередной скачок курса. Но если уже приходят в ресторан – то не отказывают себе в привычных блюдах, так как цены у нас остались на очень демократичном уровне. Учитывая, что продукты значительно подорожали, ресторану это дается нелегко, но мы хотим оставить людям возможность по-прежнему приходить к нам, поэтому повышать пока не собираемся», – заверяет Е.Майданюк.

Но если администрация ресторана дорожит своими посетителями и даже с учетом подорожания продуктов старается создать блюда по доступным ценам, то государство на уступки подобным заведениям идти не собирается.

«Поскольку ресторан – коммерческое предприятие, наши тарифы значительно выше, чем для населения. Также мы находимся на первом этаже многоэтажного новостроя, не используем газ и полностью зависим от электричества: плиты, приточно-вытяжная система вентиляции и кондиционеры потребляют много электроэнергии. Несмотря на экономную эксплуатацию (например, повара используют только 1-2 комфорки в течение дня, пока нет наплыва посетителей — ставим на низкий режим или вовсе выключаем вентиляцию), суммы к оплате выходят заоблачные. Но мы будем искать пути экономии, а что делать?», – говорит совладелица ресторана.

Почти страйк

Наша героиня Ирина утверждает, что «иногда выпить хорошего вина где-то в ресторанчике намного дороже, чем поиграть в боулинг». Для нее выбивание страйков — один из способов хорошего развлечения, но, признается она, редкого.

«Последний раз в боулинг-клубе была осенью. Хожу редко, потому что люблю играть долго, а часто не хватает времени. Да и ногти нарощенные ломаются. А по деньгам боулинг как раз очень даже неплох! Тем более, постоянно есть какие-то акционные часы, предложения», — говорит Ирина.

Получить комментарии у сотрудникам боулинг-клубов, чтобы узнать, как у них сейчас обстоят дела, оказалось не так легко.

«Я не информационный центр, чтобы что-то говорить», — слышалось часто в трубке. Да и лично поговорить тоже смельчаков не находилось. После нескольких неудачных попыток, ответить на наши вопросы согласилась сотрудница одного из популярных столичных боулинг-клубов Марина.

«Конечно, экономическая ситуация сказывается на наших посетителях. Людей стало меньше, но все равно есть», — говорит Марина.

Заведение, в котором работает девушка, принимает посетителей ежедневно с 10.00 до 6.00.

«Приходят как школьники, студенты, так и взрослые. В общем, все часы закрыты, пустующих нет», — говорит девушка.

Большинство студентов и школьников приходят поиграть в боулинг в выходные или в дни, когда для них работают скидки. Марина отмечает, что ценовая политика в связи с экономической ситуацией ни на боулинг, ни на бильярд не изменилась.

«Правда, выросли цены на бар и кафе. Алкоголь ведь подорожал, да и продукты питания. Поэтому так», — объясняет девушка.

В ближайшее время, говорит она, не предусматривается повышение цен на тарифы игры в боулинг или бильярд.

«По крайней мере, мне об этом не известно. А что будет в апреле — посмотрим», — говорит Марина.

Александр хоть и любитель активного отдыха, но больше ему по душе велосипедные прогулки. Ведь сейчас самый сезон. Но, в то же время, он не отказывает себе в любимых привычках — посидеть с друзьями в любимом пабе или кафе.

«Обычно такие посиделки для меня обходятся гривен в 150. Хожу раза два в неделю. И чаевые стараюсь всегда оставлять. А другие развлечения — кино, боулинг, — планировать нужно заранее. Да и дороговато обходится», — говорит Александр.

Как видим, каждый выбирает себе развлечения и по душе, и по карману. А насколько будут совпадать эти составляющие отдыха, дальше увидим.

Читайте также по теме