Из 5% ВВП, направленных на оборону и безопасность лишь 3% идет на нужды армии. А 2% адресуется правоохранительным органам. Эксперты отмечают, что львиная доля военных расходов идет на выплаты, не связанные с увеличением обороноспособности. А средства, дескать, нашлись за счет зарплат и пенсий.
На 10 млн грн больше или на $ 40 млн меньше?
Выступая на заседании Кабинета министров, премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что правительство предлагает повысить размер финансирования национальной безопасности и обороны Украины на 10 миллиардов гривен. Таким образом, по словам премьера, в 2016 году общий объем финансирования национальной безопасности и обороны Украины будет составлять 100 миллиардов гривен.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отметил, что это решение уже было принято накануне. На заседании Совета Нацбезопасности и обороны (СНБО), членом которого является Арсения Яценюк. «Премьер-министр накануне отчета правительства 11 декабря ищет любые способы для пиара», — сказал он.
Эксперт напомнил, что Президент Петр Порошенко, который возглавляет СНБО, уже подписал указ, согласно которому поручено предусмотреть расходы на обеспечение национальной безопасности и обороны в объеме 5% от ВВП. При этом финансирование этого сектора предусмотрено в объеме не менее 100 млрд гривен из общего фонда госбюджета.
Откуда берут деньги?
Правительство запланировало увеличение оборонного бюджета за счет зарплат и пенсий населения- считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
По его словам, запланированный в следующем году рост соцстандартов – это фактически индексация доходов населения на уровень инфляции, тогда как увеличение доходов госбюджета в 2016 году будет направлено на повышение оборонного бюджета. Он отметил, что поступления от НДС за 10 месяцев 2015 года выросли почти на 48%, акцизный сбор вырос в 2,5 раза, что вылилось в профицит госбюджета в размере почти 30 млрд. грн.
«Согласно действующему законодательству, необходимо было индексировать на инфляцию пенсии и зарплаты. Инфляция – 41%, как известно, индексация была 13%. Вот за счет этой разницы увеличили военный бюджет», — пояснил экономист.
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак также отмечает, что вместо реального повышения социальных стандартов правительство запланировало провести индексацию минимальных зарплат на уровень инфляции. По его словам, запланированный на 2016 г. уровень инфляции – 12% соответствует росту прожиточного минимума, который заложен в проекте бюджета.
«Фактически реальные минимальные зарплаты и прожиточный минимум не растут для граждан Украины – подняли соцстандарты ровно на уровень инфляции, ни одного процента больше. Это не повышение, это просто индексация», — подчеркнул А. Новак. Напомним, проект госбюджета на 2016 г. устанавливает прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц в размере: с 1 января 2016 г. — 1330 грн; с 1 мая 2016 г. — 1399 грн; с 1 декабря 2016 г. — 1496 грн. Министерство финансов Украины закладывает курс гривны к доллару на уровне 24,2-24,4 грн. за доллар, а показатель инфляции – 12%. Минимальная зарплата установлена в размере 1378 грн. Планируется повышение с 1 мая 2016 года до 1450 грн и с 1 декабря до 1550 грн.
Однако, предполагается особый порядок проведения индексации «в пределах финансовых ресурсов». А для сбалансированности госбюджета будет приостановлено действие ряда законов о льготах. Эксперты не исключают, что запланированное повышение зарплат может не состояться. Андрей Новак считает, что принятие Государственного бюджета на несуществующей еще налоговой базе означает, что прогнозные расчеты правительства — далеки от реальности.
«Каким бы сейчас правительство не подало бюджет на 2016 год, он будет далеким от реалий. Очевидно, что в 2016 году мы будем иметь, как минимум, ежеквартальные изменения в бюджете», — сказал экономист отметив, что новая налоговая система в первые годы своей работы, как правило, никогда не оправдывает прогнозов.
На что потратят средства
В президентском указе поручено предусмотреть расходы на развитие вооружения с учетом стандартов НАТО. Правительству поручено предусмотреть расходы на выполнение программ реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, внедрения новых технологий, наращивания имеющихся производственных мощностей для изготовления продукции оборонного назначения с целью обеспечения потребностей Вооруженных Сил и других военных формирований в объеме 1, 711 млрд гривен.
Напомним, ранее Министерство обороны просило выделить в государственном бюджете на 2016 год 86,9 миллиарда гривен на нужды армии. Это почти вдвое больше, чем предусмотрено госбюджетом-2015. Ведь в госбюджете на 2015 год на нужды Минобороны было предусмотрено 44,6 млрд гривен. В июле Рада выделила на нужды армии еще 5,15 млрд гривен. Таким образом, в 2015 г. на Минобороны и Нацгвардию тратится 49,9 млрд. грн ($2,2 млрд).
В то же время расходы на оборону и безопасность в 2015 году составляют 91.3 миллиарда гривен ($4.2 миллиарда). Как пояснял ранее секретарь СНБО Александр Турчинов, бюджет обороны составляет 3% ВВП и 2% ВВП приходятся на бюджет безопасности. Эти средства тратятся на на МВД, СБУ, Погранслужбу, ГСЧС, управление госохраны. В 2015 г. они получили 41,4 млрд грн ($ 1.9 млрд.)
Руслан Бортник отмечает: «Около 40% средств, заложенных на сектор обороны и безопасности, тратится на внутреннюю безопасность и защиту власти от собственного народа. Этот перекос не изменили даже боевые действия на Востоке. Часть средств пойдет на дубинки, водометы и светошумовые гранаты, на реформирование МВД, и прочее. Часть растворится в при оборонных госзакупках. А для армии останутся крохи», — сказал он.
Эксперт напомнил, что по данным Украинского кризисного медиацентра рядовой солдат в зоне АТО получает 5778 грн в месяц ( $226 ). Отмечается, что год назад он получал 2341 грн ( $292) командир взвода в АТО получает 9358 грн ($431). Год назад — 3801 грн ($475). Эти суммы формируются с учетом выплат и надбавок за боевые действия . В АТО служат 72 тыс. человек при общей численности армии в 250 тыс. При этом в ВСУ сейчас 105 тыс. контрактников — 60 тыс. солдат и 45 тыс. офицеров. На мирной территории солдаты-контрактники получают от 2,4 тыс. грн до 3 тыс. грн, ($110-$138) командиры — от 4 тыс. до 5,5 тыс. грн ($184-$ 253).
Эксперт по вопросам бюджетной политики Людмила Супрун считает, что увеличения финансирования Минобороны, не происходит, если учесть курс. «Примерно 88-90% составляют выплаты заработной платы и пенсий. А на подготовку вооруженных сил, развитие вооружения, военной техники, инфраструктуры идут оставшиеся 10-12%», — отмечает она.
Примечательно, что при обсуждении военного бюджета участники заседания СНБО отметили, что государственный оборонный заказ на следующий год будет утвержден без проволочек сразу после принятия парламентом госбюджета. Но в случае обострения военной обстановки, по словам Президента Порошенко, «мы должны быть готовы к тому, что эти расходы придется увеличивать».
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, расходы в секторе обороны, процент военных расходов, который идет на секретные дела и программы, является неизвестным, а парламенту предоставляется доступ к секретной информации о расходах только постфактум.
Исследование определило сферу закупок как наиболее рискованную в украинском секторе обороны. Напомним, что в законодательство были внесены поправки, упростившие госзакупки для армии. Но организация Transparency International предупреждает, что это повышает риск коррупции. Антикоррупционный индекс обороны этой организации классифицирует страны по шкале от А (очень низкий риск коррупции) до F (критический риск). Украина попала в группу D с очень высоким риском коррупции.