Вооруженное противостояние на Востоке Украины изредка прерывается периодами мира. Пятого сентября текущего года, президент Украины Петр Порошенко де-факто признал существование некой воюющей стороны в виде самопровозглашенной республики на территории Украины, подписав какой-то предварительный протокол о прекращении огня с «премьер-министром» так называемой «ДНР» Александром Захарченко.
О наличии таких договоренностей украинский президент заявил, пребывая в Уэльсе. Документ был подписан в Минске, в ходе работы трехсторонней контактной группы: ОБСЕ, Украина, Россия и… «ДНР».
Именно сейчас, когда вроде бы началось перемирие, можно и нужно вспомнить о будущем мире и восстановлении нормальной жизнедеятельности на территории, где сейчас велись боевые действия.
В своем выступлении на заседании правительства, в среду, 3 сентября премьер-министр Арсений Яценюк напомнил о планах Кабмина по восстановлению Донбасса. «Восстановим мир – и те, кто переселился в другие территории Украины, будут возвращаться к себе на Донбасс, и правительство вводит адресную государственную помощь для тех, кто возвращается в свои дома», — пообещал премьер. При этом, глава правительства подчеркнул, что власти проводят работу по инвентаризации всех убытков, всех разрушений, которые есть на данный момент на Донбассе. Отмечу, что по поручению главы Минрегионстроя Владимира Гройсмана, департамент экономики Донецкой ОГА составил перечень разрушенных и поврежденных объектов в результате вооруженного конфликта в Донецкой области. Убытков насчитали на более чем 3,2 млрд грн. В свою очередь, А.Яценюк, говоря о размере предполагаемых затрат на восстановление, назвал более чем 30 раз большую сумму. «Если два месяца назад, когда мы освобождали Славянск, наши оценки были 8 млрд. грн., я сегодня могу смело заявить, что теперь гривны можем менять на доллары», — уточнил премьер. По нынешнему курсу это более 100 млр грн.
Если гривны хоть 8, хоть 100 млрд Украина может напечатать и сама, и целевая эмиссия на строительство или еще что-то, сама по себе является нормальным инструментом для финансирования внутренних затрат, то долларов так просто не напечатаешь. А они точно понадобятся, так как даже при наличии гривен за них сложно или невозможно будет купить все необходимое внутри страны. И здесь возникает как минимум несколько вопросов, ответить на которые будет не проще, чем найти пресловутые миллиарды долларов США.
1. Что имеется в виду под «восстановим Донбасс»? Отреставрируем здания, починим дороги и мосты, переложим водопровод и навесим провода? А где будут работать люди? Заводы-то и шахты тоже разрушены? Их – восстанавливать? Так это же в большинстве своем образцы гения инженерной мысли конца 19 – середины 20 веков. Какой смысл в их восстановлении? Да, почти все заводы и шахты – частные. Если их восстановить или, того веселее, модернизировать – то кто за это заплатит? Европа? США? Налогоплательщики Украины?
2. Кто будет восстанавливать Донбасс? Местные жители? А они туда вернутся в ближайшем будущем? Кстати, если с «ДНР» подписали договор о прекращении огня, то дальше ожидать договора о мире? Тогда часть Донбасса будет восстанавливать Украина, а часть те, кого сейчас называют террористами?
3. Кто и как будет оценивать объем необходимых ресурсов? Украинские чиновники, известные своей коррупмированностью и тотальным непрофессионализмом? Иностранные наблюдатели? Владельцы разрушенных домов, квартир, заводов, шахт?
Таких вопросов можно задавать еще много, но ни на один из них пока нет даже намека на ответ. Что же касается денег, то директор военных программ Центра им. Разумкова Николай Сунгуровский в ходе пресс-конференции в пресс-центре ГолосUA сообщил, что их вполне можно было бы получить из специального Трастового Фонда НАТО. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен еще два месяца назад анонсировал его создание. По мнению эксперта, Украина вполне могла бы рассчитывать на административно-техническую, а не военную помощь НАТО. «Были предложения экспертов, что Украиной мог бы быть использован опыт НАТО в Афганистане – административно-техническая помощь. На это НАТО пошло бы», — заявил Н. Сунгуровский.
Но получить такую помощь Украина сможет лишь тогда, когда продемонстрирует свои способности по решению внутренних проблем преимущественно самостоятельно. Запад будет помогать только тогда, когда мы сами будет готовы сделать львиную долю работы, а также гарантировать, что выделяемые средства не исчезнут в тенетах коррупционных схем.