Президент Украины Владимир Зеленский актуализировал тему транзита газа через территорию Украины, предложив «Газпрому» скидку на его поставку в Европу. Заявление осталось без комментария противоположной стороны. Транзит газа необходим Украине для обеспечения энергетической безопасности, но работа по продлению контракта не ведется.
Политическое заявление
Президент Украины Владимир Зеленский предложил скидку на поставку природного газа в Европу. Эта скидка может быть предоставлена на объемы выше 40 миллиардов кубометров, которые Украина транзитирует сейчас по действующему договору.
«Мы хотели бы видеть в качестве заказчиков европейские компании, но и у «Газпрома» есть дополнительные мощности. А с учетом скидки по сравнению с нынешним транзитным тарифом могу предположить, что эта скидка составит 50 %», – заявил Зеленский.
Заявление это было сделано президентом Украины в комментарии изданию Bloomberg, а значит, оно не носит официальный характер. Его можно воспринимать всего лишь как политическое заявление, поскольку оно сделано не в рамках переговоров с поставщиком (РФ) и потребителем (ЕС). Такие переговоры на сегодняшний день не ведутся.
«Я отношусь к этому, как к чисто политической новости, – говорит экономический эксперт Growford Institute Виктор Скаршевский. – Здесь дальше будет игра, что Украина предлагает “Газпрому” скидку, “Газпром” не согласен и так далее, хотя официально это все не проходит. К сожалению, это только слова. Это делается не заявлением. Это делается в рамках переговоров как с европейцами, так и с российской стороной».
Эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев также считает, что новость о 50-процентной скидке на газ следует воспринимать как элемент информационной кампании на тему газа, не имеющую отношения к реальному положению дел.
«Сегодня “Газпром экспорт” может продавать газ лишь в рамках долгосрочных и среднесрочных контрактов, – рассказывает Геннадий Рябцев. – Он не торгует ресурсом на спотовом рынке и не направляет газ по трубе в надежде, что его кто-нибудь когда-нибудь купит. Поставки российского газа возможны лишь при наличии конкретного покупателя. Иное противоречит действующим в РФ нормативным документам. Так что сверхконтрактные объемы и 50-процентная скидка на их транзит могут появиться, лишь если кто-то из партнеров “Газпрома” подпишет дополнительное соглашение к действующему контракту. Пока никто не выразил такого желания. А раз так, то 50 % скидки от нулевых объемов – это нуль. К тому же, заявление политика и предложение оператора ГТС – не одно и то же. В связи с этим возникает вопрос, а было ли оформлено заявление президента в виде предложения “Нафтогаза”, направленного “Газпрому”? Или все ограничилось постом в социальной сети? А, может, имеет смысл поискать в Европе конкретного потребителя, заинтересованного в транзите газа через Украину с такой скидкой?»
Возможно, логика заявления Зеленского состоит в том, что Украина хочет показать себя выгодным партнером, когда в обход ее территории проложены газопроводы и нашумевший Северный поток-2 – только один из них, а контракт на транзит газа через территорию Украины заканчивается в 2024 году. На тот момент может оказаться так, что украинский транзит будет интересен только в качестве подстраховки работы других газопроводов – северных и южных.
Транзит газа – для Украины вопрос национальной безопасности. Это не только валютная выручка, но и возможность поставок газа для использования внутри страны. Особенно это актуально для южных и восточных областей Украины, а также для промышленных предприятий. Очевидно, для того, чтобы обеспечить транзит в будущем необходимо начинать вести переговоры о продлении транзитного контракта уже сейчас.
«Насколько мне известно, консультации между “Нафтогазом” и “Газпромом” по этому вопросу не ведутся, – говорит Геннадий Рябцев. – Стороны не общаются. Были назначены спецпредставители, по сути, посредники, от Германии и США, для налаживания консультаций, но результаты их деятельности пока нулевые. Руководители “Нафтогаза” и “Газпрома” настолько испортили свои отношения, что я вообще не представляю возможности прямых контактов между ними. Разве что, при посредничестве спецпредставителей».
«Газопроводы в обход появились неспроста»
Украина и Россия договорились продолжить транзит российского газа в Европу на пять лет с возможностью продления еще на 10 лет в конце 2019 года. Этому предшествовали длительные переговоры, в том числе на самом высоком уровне.
Заключение нового контракта было резонансным событием, однако трудно сказать, что Украина одержала здесь полную победу, ведь объемы транзита сократились, а значит, сократилась и выручка.
«В 2019 году транзит был 90 миллиардов кубометров через Украину с выручкой 3 миллиарда долларов, – рассказывает Виктор Скаршевский. – Уже не говорю о пиковых годах. У нас было два пиковых года – 1998-й и 2003-й год, когда через Украина транзитировала в Европу порядка 130-135 миллиардов кубометров газа. В 2019-м выручка 3 миллиарда долларов, в 2020-м уже уменьшилась, а с 2021 по 2024 выручка будет 1,3 миллиардов долларов. Уже теряем 1,7 миллиарда долларов в год. умножим на четыре, и получится, что уже порядка 7 миллиардов долларов мы уже фактически потеряем, обратите внимание, без запуска Северного потока-2».
Отсутствие транзита газа несет в себе важный и очень опасный риск: вместо пресловутого виртуального реверса можно получить реальный, что повлечет технические и финансовые издержки на переустройство системы и поднимет тариф на транспортировку газа до потребителя. Тогда заявление о скидке в 50 % будет звучать совсем смешно.
«Наша ГТС используется на 20-25 %, – говорит Виктор Скаршвеский. – Ее фактическая мощность составляет 140 миллиардов кубометров в год. Чем меньше мы транзитируем, тем дороже этот транзит. Поэтому когда Владимир Зеленский говорит, что минус 50 % – а не будет ли это в убыток? Украинская сторона должна инициировать и вести активные переговоры и с покупателями, и с продавцом этого газа. И политически в Украине должна быть предсказуемость. В обход начали строить пути неспроста, а именно из-за нестабильности и непредсказуемости поведения украинских властей».
Еще одним риском есть условие договоренностей о транзите, когда Россия может физически не прокачивать газ, но платить за него. Пока такой вариант в Кремле исключают, но может быть всякое.
«Расчетная мощность ГТС – 145 миллиардов кубов, – говорит эксперт топливного рынка Леонид Косянчук. – В 2019 году был подписан договор: 65 миллиардов – первый год, 40 – последующие годы. Насколько мне известно, “Газпром” рассматривает вопрос “take or pay”, то есть они могут не поставлять, но платить, чтобы их не обвинили в нарушении договорных обязательств. 16 миллиардов мы добываем сами, но хватит ли этого для поддержания гидравлики всей ГТС, очень сомневаюсь. 5 миллиардов годовых мы уже потеряли за счет переориентации Венгрии на Турецкий поток. Сегодня пока остается 5 миллиардов возможности виртуального реверса, но мы должны понимать, что 15 миллиардов транзита, докачки в нашу систему – это критическая цифра для поддержания гидравлики ГТС. Если будет меньше, то ГТС просто “ляжет”. Большая часть нашей ГТС вынуждена будет выключиться».
«Если “Газпром” резко уменьшит прокачку или вообще прекратит, то у Украины не будет другого пути, кроме как ехать в Москву и подписывать договор о прямых поставках хотя бы 10 миллиардов кубов газа, – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Но так как Россия диверсифицирует свои экспортные направления поставок газа, то останется ли для Украины вообще газ, который можно будет купить? Это самая большая опасность. Они могут сказать, что у них долгосрочные газовые контракты, по которым нужно выполнять обязательства, а для вас газа нет. Прекращение или уменьшение реверса приведет к отключению энергоемких предприятий. Население отключить нельзя. Значит, не будет у нас ни химической промышленности, ни части металлургии. Для Украины это будет экономический и социальный коллапс. Собственной добычи хватит, чтобы обеспечить население. Для промышленности не хватит».
Украинская промышленность уже страдает от дорогих цен на газ. Федерация работодателей Украины опросила 100 компаний, которые работают в 20 отраслях. 91 % опрошенных отметили, что при таких ценах их деятельность станет убыточной. В ноябре таких компаний может быть уже 96 %. 49 % респондентов планируют остановить производство или уменьшить его объемы, если цена газа останется на уровне октября или возрастет. Сотрудники предприятий будут отправлены в вынужденный простой. При падении транзита или проблемах украинской ГТС страдать будет не только производство, но и социальная сфера.
«Первыми под нож попадут промышленные предприятия, в чем лично я сомневаюсь, – говорит Леонид Косянчук. – Промпредприятия принадлежат олигархии, которая сотрудничает с нынешней властью. Поэтому как бы дело не коснулось таких социальных вещей, как больницы, школы».