Несмотря на то, что в стране экономический кризис, в Киеве продолжают «расти» высотки. В последнее время все больше людей выходят на площадь возле Центрального железнодорожного вокзала в поисках работы. В основном здесь строители, маляры, грузчики, арматурщики. ГолосUA попытался выяснить, как зарабатывают заробитчане и сколько платят за нелегкую работу.
Заробитчане с «Пятака»
Каждое утро на так называемый «Пятак», что возле метро «Вокзальная», съезжаются люди в поисках работы со всей Украины.Уже с пяти утра здесь толпятся мужчины, готовые на любой, даже самый неблагодарный труд. Ближе к часу дня большинство расходится ни с чем — заказов на всех не хватает.
В основном здесь разнорабочие из западной и восточной Украины.Дома работы нет, и делать там нечего – а тут есть надежда на то, что завтра получится что-то заработать.
«Здесь совершенно разные профессии, строители — самая распространенная, но также есть и повара и так называемые хаус-мастеры, которые ездят в Конча-Заспу и работают на ставку. Например, за 500 грн в сутки можно следить за садом, бассейном и чистить двор. А был случай, когда приехал один мужчина, зашел в толпу говорит: «Надо вырыть яму за городом». Его тут же обступает куча людей и кричат, что готовы это сделать», — рассказал рабочий с Волыни Николай.
Вообще, за любую работу, не требующую квалификации, платят 150- 200 грн в сутки или же за несколько часов. Многие, идут, например, таскать кирпичи, рыть канавы, строить гараж,заливать бетон или грузить машины, не меньше, чем за 300 грн в сутки, но и здесь есть риск, что не заплатят. Главное — не отъезжать далеко от города, чтобы можно было развернуться и уехать.
«Заказчики, прорабы, посредники, бригадиры или замы разных начальников, постоянно кидают нас на зарплату. Бывает, что ничего не платят, и ты ничего им не сделаешь – они все кем-то прикрыты, а мы без защиты и без поддержки. Что мы можем сделать, когда не платит хозяин? Да ничего! И они это знают. Знают, что мы тут неделями стоим – чтобы только нас кто-то нанял. Можно так сказать – обещанную зарплату не выплачивают почти никогда», — говорят разнорабочие.
Заробитчане рассказывают, что уже видят «кидал» насквозь. Если у человека бегают глаза, он избегает конкретики в обсуждении будущей работы, допускает панибратство в общении — его уже стоит опасаться.
«Стройка – самая безбожная структура, которая работает и по воскресениям, и по праздникам, и ночью. Если бы я собрал все деньги, где мне когда-то не заплатили, собрал бы тысяч 10. Недобросовестного хозяина можно заподозрить по неприятному лицу. А если первым говорит, мол, за деньги не беспокойся, мы все выплатим, для меня это уже сигнал, что будет «кидок», — отметил разнорабочий Юрий из Тернополя.
Им платят за риск
Чем больше город растет ввысь, тем более востребованы профессионалы-высотники. Помыть снаружи стеклянный фасад, покрасить стену или смонтировать освещение – всеми этими увлекательными и опасными делами занимаются промышленные альпинисты. Но если до кризиса снаступлением первых заморозков на каждом доме столицы висел высотник, утепляя его пенопластом, сейчас монтажникам приходится нелегко.
Для промышленного альпиниста Дениса Шимко ежедневные порции адреналина — привычка и обыденность, ножить приходится от заказа до заказа.
«Раньше утеплить дом стоило 250 грн за кв. метр, а сейчас, когда доллар поднялся — не меньше 350 грн, но все равно найдутся «уникалы», как разнорабочие из Западной Украины, которые положат пенопласт по старой цене и даже ниже, потому что людям надо как-то семьи кормить или платить за съемную квартиру. В моем случае, если цены занижают, я отказываюсь от таких заказов», — рассказал Денис.
Парень вспоминает, как еще до революции на Майдане он с коллегами оснащали 35-этажное здание бизнес-центра «Гулливер» на Дворце Спорта особыми светодиодными лампами, с помощью которых создаются световые картины в виде радуги или «кислотного дождя». Тогда работать приходилось на 140метровой высоте.
Отметим, что главный враг промальпинистов – ветер. По технике безопасности допустимая скорость ветра на высоте – до 10 м/с. На «Гулливере» по договору разрешалось «висеть» при ветре до 7 м/с.
«Производителем осветительного оборудования выступила французская компания, которая известна по освещению Елисейских Полей и Эйфелевой башни в Париже. В Киеве планировали строить еще 4 здания с такой подсветкой, но начался Майдан и все «заморозилось». Из-за нестабильности в стране инвесторы не хотят вкладывать деньги в большие проекты.
Помню, когда началась война на Донбассе, в Киев приехали ребята-высотники из Луганска, что работали со мной на «Гулливере», спрашивают, мол, как у нас с работой? Ответил, что сейчас актуально утепление домов, поскольку люди боятся, что Россия прекратит поставки газа. Сразу было возражение, мол, мы такое даже не рассматриваем, но уже через месяц все лепили это пенопласт на дома, потому что надо было как-то выживать», — рассказал Денис.
Зарабатывают промальпинисты по-разному. Еще до кризиса в серьезных компаниях пытались организовать работу так, чтобы меньше 500 грн за день высотник не получал. Ну а в месяц выходило около 10–12 тысяч грн. Сейчас «ставки» остались на том же уровне, но работы значительно прибавилось.
«Зарплата высотников – от 500 до 800 грн в день, если согласишься на меньше – это уже неуважение к самому себе. Я сейчас сам живу от заказа к заказа, так сказать на поддержание штанов, проедаю запасы, заработанные в лучшие времена. Старая база заказчиков раз в месяц дает знать о себе — или кто порекомендует меня, или портфолио мое увидят. Думаю в Сирию на заработки поехать, потому что от безработицы уже крышу рвет», — отметил высотник.
Кроме того, по неофициальным данным от строителей, сварщик на стройке может получать около 5 тыс грн в месяц, крановщик и прораб – по 6 тыс грн, арматурщик и маляр – 7 тыс грн, а каменщик – около 10 тыс грн.
На свой страх и риск
Трудовые соглашения с разнорабочими никто в основном не заключает. Люди работают «без бумажек», все держится на устном соглашении – как на месте договорились. Так что доказать неправоту хозяина потом не получится, нет юридических оснований. А что касается техники безопасности, на стройках все на свой страх и риск.
«Если высотные работы, то монтажные пояса у нас свои, если сложные работы с дорогим инструментом – так инструмент покупаем в складчину за свои, потому что потом могу обвинить, что мы хозяйские инструменты поломали или украли. А бывает, что от заказчика ни лестницы не дождешься, ни лесов – какая там уже техника безопасности?», — рассказывает разнорабочий Сергей.
Один из лучших вариантов – поехать работать за границу, там и условия лучше и зарплата в разы больше.
«Мой коллега как-то предложил мне поехать в Катар на нефтяные вышки. Нужно было их обслуживать — ходить по металлоконструкциям с веревочным доступом и зачищать их пескостреум, снимать старую ржавчину, грунтовать и красить. За это я мог бы получать 2-3 тыс евро в месяц, но туда нужна была корочка международного образца, так называемая IRATA (The Industrial Rope Access Trade Association — международная ассоциация компаний промышленного альпинизма – Ред.). Такая корочка стоит 700 евро, но после того, как ты заканчиваешь курсы, тебя вносят в международную базу и в дальнейшем могут предлагать работу в Европе. Я оправил резюме на английском, но началась революция в Киеве и все «заморозилось», — отметил промышленный альпинист Денис.
С работой сейчас туго на всем строительном рынке столицы. Именно этот сектор одним из первых попал под удар кризиса 2008 года и с тех пор так и не восстановился. По данным Госстата, объем строительных работ в Киеве в 2012 году составил лишь треть от объема докризисного 2007 года. А по прогнозам Всеукраинского союза производителей стройматериалов и изделий, в 2013 году рынок сократится еще на 20%.Сложившаяся ситуация, естественно, не могла не отразиться на простых строителях. Теперь они жестко конкурируют друг с другом за любую возможность заработать и жалуются на резкое ухудшение условий труда.