Смешанное образование вместо дистанционного: как изменится жизнь школьников

В Минобразования (МОН) не исключают, что с 1 сентября 2021 года украинские школьники вернутся к дистанционному образованию по причине карантинных ограничений. Предыдущий опыт показал, что успеваемость детей при обучении в таком режиме стала хуже, особенно хромают ученики младшей школы. Эксперты говорят, что дистанционное образование следует заменить смешанным образованием, что позволит ученикам выработать навык освоения знаний вне школьных классов. Корреспондент ГолосUA выяснял, как проходило дистанционное обучение школьников в период карантина и почему дистанционное образование МОН планирует заменить смешанным обучением.

Дистанционное образование утомило родителей

В соцсетях родители школьников часто пишут о том, что в отрыве от обучения в классе детям сложнее усваивать материал.

Так, в группе Батьки SOS Александр Мирошниченко написал о своих наблюдениях. По его мнению, детям бывает сложно усвоить материал, если учитель лишь называет номера страниц в учебнике или пособии и просит самостоятельно освоить какую-нибудь тему. «Как это выглядело с точки зрения родителей? Онлайн обучение, где только процентов 30 учителей реально чему-то учили. Не называли номера задач и страницы учебников для обработки. А именно учили. Давали знания. Ну может где этот процент был и больше. Верю, что это «ГДЕ-ТО» существует не только в фантазиях. Но реальность была именно такой в ​​большинстве случаев. Поэтому родители вспоминали школьную программу, помогали и объясняли. Откладывая в сторону свои работы и проблемы», — пишет он.

В комментариях под постом А.Мирошниченко были родители, которые подтвердили, что вместо учителя объясняли своим детям учебный материал сами. И были те, кто рекомендовал не паниковать – мол, дома на «дистанционке» дети не сами готовят «домашку», а им помогают, поэтому учителей еще и пожалеть надо, потому что они не могут понять, какую же адекватную оценку поставить ученику…

А.Мирошниченко же добавляет, что когда учителя ставят оценки  на «дистанционке», то это, скорее, оценки усилий родителей, которые помогали детям. Но родители помогали лишь потому, что учителя не удосужились объяснить школьникам новый материал.

«Второй этап обучения был быстрым и интенсивным как цунами. Девятый вал контрольных, диктантов, опросов и тестов затопил школьное пространство Украины. И здесь была цель-то выплыть. Хоть как-то! Что, собственно, пытались проверить этими контрольными — глубокая загадка. Потому что существует алгоритм простой и проверенный веками. Сначала знания даются, а затем проверяется, как эти знания усвоены. У нас же только отдельные учителя по отдельным предметам шли этим логическим путем. Большинство изобрело другой алгоритм. Дать задание детям (а на самом деле родителям) по усвоению материала, ничего фактически не объясняя, а затем проконтролировать усвоение материала. Таким образом, заключительный этап учебного года превратился в процесс оценки педагогического мастерства родителей и умения детей учиться самостоятельно вне школы. И вот держу я в руках табель. И думаю. А какой же процент заслуг в этих оценках, собственно, школы? Огромная махина из учителей, методистов, чиновников что-то делала и будто работала. Но в итоге все свелось к тому, чтобы дать не знания, а дать задание. Детям и родителям. Конечно, были положительные исключения. Но именно исключения. А отсюда напрашивается вывод: так, может, тогда я бы сам выписал ребенку табель? Если в основном его знания — это отнюдь не заслуга школы. Потому роль школы стала совсем непонятной в этом мировоззренческом хаосе», — написал родитель.

В МОН также пришли к выводу, что дистанционное образование снизило качество образовательного процесса.

На пресс-конференции ГолосUA  заместитель министра образования и науки Украины Игорь Гарбарук сказал: «Родители очень переживают. Я, как отец, переживал весной о том, что дистанционное обучение стало основным. Мы же понимаем, что на сегодняшний день у нас в стране онлайн-образование не дает того уровня образовательного процесса, который мы бы хотели. С другой стороны, как можно ребенку в первом классе предоставлять знания онлайн? Нужен непосредственный контакт с учителем».

«Дистанционка» разочаровала детей, родителей и чиновников

О том, что дистанционное школьное образование не позволило детям повысить успеваемость (а в некоторых случаях успеваемость даже снизилась), говорят и в Украинском центре оценивания качества образований. Так, на пресс-конференции «Год обучения в условиях пандемии. Результаты, ожидания, опыт» замдиректора Центра Татьяна Вакуленко заявила: «Те специальные мониторинговые исследования, которые уже проводились, подтверждают, что дистанционное образование имеет негативные последствия на результаты учебных достижений. В нескольких странах потери являются большими, и не является равномерными. Потери касаются не всех учеников, а некоторых категорий учащихся. Например, очень большие потери по возрастным категориям. У учеников начальной школы большие проблемы, чем у старшей школы».

По ее словам, также огромные потери в учебных достижениях у детей из малообеспеченных семей, потому что дистанционное образование происходит с применением гаджетов. Также сложности «возникли у школьников, чьи родители не имеют высшего образования и не уделяют достаточно внимания образованию детей». Резюмируя свой доклад, Т.Вакуленко выразила мнение, что ученикам начальной школы необходимо получить навык обучаться самостоятельно, и это очень сложно сделать дистанционно.

Помощь государства

Определенные усилия были предприняты государствам, чтобы улучшить образовательный процесс в условиях карантина.

Так, ранее Кабинет Министров утвердил Порядок и условия финансирования субвенции на борьбу с COVID-19 и его последствиями во время образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования и их распределение между местными бюджетами. «Субвенция из государственного бюджета направляется на приобретение: ноутбуков для педагогов школ для организации дистанционного обучения, других форм получения общего среднего образования с использованием технологий дистанционного обучения — в объеме 980 млн гривен», — отметили в пресс-службе МОН.

Ожидаются изменения и в самом дистанционном обучении. На пресс-конференции ГолосUA  заместитель министра образования и науки Украины Игорь Гарбарук сообщил, что дистанционное образование в школах будет дополнено или заменено смешанным образованием. «Министерством полностью отработано положение о дистанционном обучении. Оно находится на согласовании заинтересованных сторон, центральных органов власти. Там мы предложили систему смешанного обучения. Достаточно простой пример: представим себе, что в классе 30 человек, 15 из них в это время находится в классе, 15 находятся дистанционно у себя дома, потом на следующий день группы между собой меняются», — разъяснил он.

Смешанное обучение в школах

В комментарии ГолосUA эксперт по вопросам образования Украинского института будущего, основатель платформы Next Generation Business School Микола Скиба рассказал, что собой представляет смешанное обучение в школах. «Есть модель смешанного обучения и педагогический коллектив к нему готов. Это решение, утвержденное в результате обсуждений. Во время обсуждения обычно договариваются о тех платформах, на которых будет проводиться обучение, о контенте с линками, и о том, как школьники будут учиться. Эти все факторы смягчают последствия резкой смены графика обучения из-за карантина и каникул, которые начинаются раньше или позже обычного. Потому что при условии смешанного обучения школьники и педагоги привыкают к дистанционной работе и смешанная модель обучения это когда контент ученики осваивают самостоятельно посредством записанных заранее видеоуроков и тестов в финале видео. А аудиторные занятия более сосредоточены на том, чтобы детально объяснить ученикам сложные моменты, чтобы задать вопросы, чтобы проверить свои гипотезы и поработать в группах. Поэтому если из-за карантина и происходит смещение графика обучения, но есть опыт обучения дистанционно, и этот процесс налажен и запущен, то у детей всегда есть доступ к этому контенту», – сказал эксперт.

Н.Скиба добавил, что смешанное обучение помогает школьникам привыкнуть к дистанционному обучению и к тому, что материал всегда можно повторить благодаря цифровому или обучающему онлайн-контенту.

В Украинском аграрном лицее (УАЛ), где активно применяется именно смешанное обучение,  корреспонденту ГолосUA рассказали, чем отличается смешанное обучение от дистанционного.

По словам педагогов УАЛ, в смешанном обучение или blended learning  есть 10 важнейших составляющих:

  1. Перевернутый класс или flipped classroom. Этот подход, когда ученики получают предварительные знания или информацию самостоятельно — из учебников, учебных материалов или поиска в сети, а в классе учитель модерирует процесс усвоения этих знаний и навыков на практике.
  2. Расширенное понятие «урока». Blended learning предусматривает, что учебный процесс не ограничивается только уроком, он расширяется и до, и после 45 минут. Ученик может сам управлять своим временем и договариваться о сотрудничестве с учителем, одноклассниками и другими привлеченными лицами на различных стадиях освоения материала.
  3. Новый подход к расписанию занятий. Чтобы подготовиться к внедрению смешанного обучения, следует пересмотреть все школьное расписание и всем согласиться применять более гибкий подход к распорядку дня. Возможно, стоит сделать продолжительность уроков длиннее, чтобы ученики имели больше времени на практическую работу в группах в классе. Младшие ученики нуждаются в большем взаимодействии с учителями, тогда как старшие самостоятельны в своей работе — это также стоит учитывать.
  4. Доступ к цифровым технологиям и надежному интернету. Важно, чтобы учителя имели поддержку со стороны опытных IT-специалистов школы и могли обратиться к ним за помощью. Все web-платформы, которыми будут пользоваться учителя, должны соответствовать возрасту детей и быть также доступны для учащихся с особыми образовательными потребностями.
  5. Значительная автономия педагогов Смешанное обучение требует множества быстрых решений, поэтому учителя должны иметь свободу и гибкость самостоятельно определять текущие виды деятельности, собственный график и учебные инструменты. Такая автономия и высокий уровень ответственности учителей возможны только при условии доверительных отношений между педагогами и руководством школы, общее понимание необходимости и объективных преимуществ смешанного обучения и гибкости всей системы управления школой.
  6. Прозрачность планирования и учебных ожиданий. Все участники смешанного обучения должны знать, где в помещении школы и на онлайн-ресурсах учитель размещает расписание, план занятий, задачи и цели урока, оценка результатов. Все эти составляющие должны быть прозрачными и доступными. Для эффективного управления гибким процессом обучения школам следует разбить учебный год на меньшие этапа: например, не четверти или семестра, а модули. То же касается целей обучения и оценки результатов — фокус должен быть на компетенциях и практических навыках, а не знаниях.
  7. Сотрудничество с родителями. Необходимо четко определить еще на старте, в какой степени родители могут и хотят быть вовлеченными в смешанное обучение. Это будет зависеть от конкретных условий каждой семьи, но стоит убедиться, что родители также принимают участие в планировании обучения школьника.
  8. Понятная система оценивания достижений учащихся. Система оценивания в смешанном обучении имеет три составляющие: • Постоянное оценивание учителем и самооценка учениками, чтобы отслеживать прогресс и планировать следующие цели и задачи; • Итоговое оценивание учителем — осуществляется в конце модуля или юнита, оценку обычно вносят в школьные документы; • Итоговое оценивание школой или региональными \ национальными институтами — осуществляется для получения определенного свидетельства или уровня;
  9. Выделять время для живого диалога. Очень важно предоставлять приоритет живому общению, диалогу и неформальным обсуждением в те дни, когда дети и учителя находятся в стенах школы. Особое внимание следует обращать на темы психологического благополучия всех участников: обсуждение эмоционального состояния, уровня тревожности, а также инструментов преодоления стресса должно стать устоявшейся практикой среди учителей и детей.
  10. Расширить само понятие «школьное помещение». «Урок в классе» не обязательно воспринимать буквально, ведь вместо класса школа может использовать помещения библиотеки, актового зала, спортивной площадки или школьного двора. Во время смешанного обучения следует сделать школу «открытой»: предложить детям внешкольные активности на школьном стадионе, предоставить учащимся доступ к ресурсным центрам или библиотеки во внеурочное время.

Читайте также по теме