С начала этого года культурное сообщество не перестает лихорадить от нововведений в музейной сфере. Сначала лишили должностей директоров пяти крупнейших столичных музеев и заповедников, а на их место назначили новых. После этого активизировалась "реконструкция" Андреевского спуска, которая больше похожа на его уничтожение. Наконец, в Кабмине разгорелся еще скандал — с картинами. Полетел еще один руководитель. На этот раз — гендиректор Национального художественного музея Украины Анатолий Мельник. Словом, как и было обещано в Минкультуры, для музеев наступили новые времена, которых им не избежать, потому что "модернизация" музейной отрасли теперь выходит в приоритетную плоскость деятельности власти.
Но главные перемены в музейной сфере еще впереди — обещает министр культуры Михаил Кулыняк. И, похоже, одними ротациями в руководстве дело не ограничится. Впрочем, чтобы понять целесообразность новых назначений, его заявлением о том, что отечественные музеи "спасет" новое поколение руководителей, также не обойтись. Единственное, в чем нельзя не согласиться с министром, это то, что музейная сфера, действительно, требует большего внимания, как профильного министерства, так и государства, в целом.
Музейный вопрос нужно рассматривать в значительно более широкой плоскости: в Украине никогда не было четкой государственной политики в отношении музейного дела, а соответственно, и программ стратегии развития. И не только сейчас, но и в советские времена. А вот политический и коммерческий интерес был: вспомним хотя бы 20-30-е годы прошлого века, когда советская власть массово национализировала музеи, чтобы беспрепятственно продавать ценности за границу. К слову, тогда, с теми музейщиками, которые оказывали сопротивление, так же особенно не церемонились. Именно так устранили руководство Национального художественного музея во главе с Н. Биляшевским. Печальная судьбы постигла и других корифеев, которые стояли у истоков формирования музейного дела — Ф. Эрнста, В. Щербаковского, М. Макаренко.
Нечто подобное происходит и сейчас, ведь увольняют специалистов, много лет работающих в музейной сфере, которые не понаслышке знают о проблемах, имеют опыт и репутацию среди коллег. Одновременно, происходит далеко неравнозначная замена кадров. Вместо профессионалов приходят люди либо случайно попавшие в культуру, либо имеющих к музейной работы опосредованное отношение. Не говоря уже о том, что музееведением должны заниматься не просто хорошие менеджеры, а прежде всего люди,живущие этим делом. К сожалению, это ни в одном стратегическом документе прописать невозможно.
Новая программа развития музейного дела, конечно же, необходима. Минкультуры представит ее осенью текущего года и обещает, что в ближайшие 5 лет, музейная сфера будет выведена на качественно новый уровень : поднимется престиж музейной работы и увеличится количество посетителей. К слову, именно низкие показатели посещаемости, как утверждает министра культуры, стали одним из оснований для смены руководства в столичных музеях.
Со своей стороны представители музеев настаивают, что никакой музей не может гнаться за планом — это не развлекательный центр, а, прежде всего культурно-образовательное и научно-исследовательское учреждение, и основная его функция — сохранение, исследование и приобщение людей к достоянию национального и мирового историко-культурного наследия. А для этого должны быть созданы соответствующие условия. У нас лишь единицы музеев могут похвастаться удовлетворительной технической и материальной базой. В большинстве из них даже нет надлежащей системы отопления, кондиционирования, охраны и т.д. Поскольку финансирования, обычно, хватает на оплату коммунальных услуг и зарплату сотрудникам, а денег на обустройство, развитие, приобретение экспонатов, а порой и на охрану, не выделяют вовсе. Неудивительно, что при таких условиях, которые не зависят от директоров музеев и научных сотрудников, в музейных коллекциях портятся и исчезают экспонаты. И если судить о музейной работе исключительно по этим критериям, пришлось бы освободить руководителей почти всех музеев.
Удастся ли исправить эту ситуацию теми методами, которые применяют сейчас в министерстве культуры — прогнозировать сложно. Впрочем, как и надеяться, что модернизация полностью избавит отечественные музеи от насущных проблем и улучшит их имидж.