Карантин в Украине продолжается несколько недель, но правительство и парламент так и не внесли изменения в госбюджет, цель которых создать Фонд по борьбе с коронавирусом. Средства из него должны пойти на поддержку системы здравоохранения и уязвимых слоев населения. Бюджетные средства Украины ограничены и малы, а выгодополучателей – много. И пока они не договорятся, необходимые перераспределения государственных средств не произойдут. Зато парламент под давлением президента принял законы, необходимые для сотрудничества с МВФ, а Кабмин расширил список ограничений прав и свобод граждан и разрешил работу ломбардов и кредитных организаций. Приоритеты власти были расставлены весьма красноречиво.
«Бюджет перекроился не в их пользу»
30 марта на первом внеочередном заседании этого дня Верховная Рада рассматривала проект изменений в государственный бюджет Украины на 2020 год. Депутаты хоть и внесли вопрос в повестку дня, однако сам документ необходимой поддержки в зале не нашел. Для утверждения изменений не хватило всего трех голосов. За проект голосовала фракция «Слуга народа» (200 голосов), депутатская группа «Доверие» (15) и внефракционные (8). Воздержались или резко против выступили фракции «ЕС», «Голос», «Батькивщина», ОПЗЖ и группа «За будущее». В целом голосования того дня показали, что монопартийное большинство уже не большинство и утверждать законы самостоятельно не может.
«После изменений, которые прошли в последнее время, еще с отставки Богдана, “Слуга народа” начала разваливаться показательно, – объясняет политолог Александр Теплюк. – Сейчас проблема в том, что многие понимают, что их убирают от основного источника доходов. Бюджет урезается и перекраивается. Основные части его падают к приближенным людям Зеленского. “Слуга народа” не есть монолитная организация, но сегодня это явные признаки разрозненной структуры, которая не имеет ничего общего, кроме первоначального желания зайти во власть. Людям, которые туда зашли, наплевать на имидж. Для них были важны власть и деньги. Чтобы думать, что они будут делать что-то позитивное для страны, нужно верить в сказки. Поскольку им сейчас не перепало, что бюджет перекроился не в их пользу, они будут залезать во все вопросы, чтобы ничего не двигалось, чтобы максимально завалить рейтинг того самого Зеленского, чтобы он не пошел на роспуск самой ВР».
В отличие от закона о рынке земли власть не настаивала на необходимости немедленного принятия бюджетных изменений, и документ был отправлен на доработку. Чтобы его принять необходимо провести переговорыи найти недостающие голоса. Так или иначе, но с бюджетом решили не торопиться, потому что в этом есть и прямая заинтересованность как депутатов, так и конкретных политических сил.
«Каждый комитет, каждая фракция, каждый депутат-мажоритарщик будет держаться за удержание расходных статей бюджета в его направлении, – говорит политический эксперт Руслан Бизяев. – Как склеить это все в единый компромисс, я пока смутно себе представляю. Очевидно, какой-то финальный документ будет. Он не будет устраивать всех, но он выйдет. Это буде переходной документ, который будет в этом году несколько раз пересматриваться, потому что с какими параметрами страна выйдет из коронавируса, сейчас не понимает и не знает никто».
Эксперт прогнозирует увеличение дефицита государственного бюджета Украины: «Судя по динамике недопоступлений в бюджет, минимальная цифра кассового разрыва, с который мы столкнемся, это 200 миллиардов гривен. Самое главное в нынешней ситуации – по максимуму привлекать внутренние ресурсы, чем занимаются сейчас ключевые страны либо эмиссией, либо другими способами. У нас нормально эмиссию сделать невозможно, потому что МВФ против как фактор внешнего управления, а, чтобы получить кредит нам нужно выполнить много условий», – отметил Руслан Бизяев.
Бедная экономика, маленький бюджет
Проектом изменений в госбюджет планировалось уменьшить доходы на 122,9 миллиардов гривен. В частности сократить на 18,5 миллиардов гривен показатели по налогу на доходы физлиц, на 20,7 миллиардов по налогу на прибыль предприятий, на 22,8 миллиардов по ренте, на 12,4 миллиардов по акцизному налогу, на 67,1 миллиардов по НДС и так далее.
Пересмотрены и расходы. Согласно проекту, будут сокращены расходы на выплату льгот и жилищных субсидий – 8,2 миллиарда гривен, государственный фонд регионального развития – 7,5 миллиардов гривен, поддержание и развитие ОТО – 2,1 миллиард гривен, фонд энергоэффективности – 1,6 миллиарда гривен и так далее.
Эксперты не увидели стратегического планирования в перераспределении бюджета. «Правильнее было бы не кусками вырывать, а сокращать программы целиком, – говорит экономист Евгений Олейников. – Если мы понимаем, что этот объект или направление не является приоритетным, давайте просто не финансировать его в этом году. Иначе мы сожжем деньги, но не получим эффекта. Гораздо эффективнее, когда мы четко понимаем: это замораживаем, от этого отказываемся, а здесь наоборот концентрируем. Но для этого нужно изначальное бюджетное планирование».
Результатом перераспределения бюджетных средств должен стать так называемый Фонд по борьбе с коронавирусной инфекцией в размере 97,1 миллиардов гривен. Ранее премьер-министр Украины Денис Шмыгаль говорил о Стабилизационном фонде в размере около 200 миллиардов гривен, но сумма, отраженная в документе, оказалась в два раза меньше. И она остается до сих пор не утвержденной.
«Даже сама идея создания стабилизационного фонда во время кризиса звучит как минимум глупо, – считает Евгений Олейников. – Стабилизационный фонд потому так и называется, что создается заранее, во времена, когда средств больше. Часть из них аккумулируется в спецфондах, и потом начинают тратить. Классический пример – Норвегия с фондом благосостояния будущих поколений, которая при высоких ценах на нефть производит отчисления в такой фонд. А у нас мы не создаем стабилизационный фонд. Мы производим перераспределение и так убывающих ресурсов в условиях кризиса. От того, что мы убывающие ресурсы назвали стабилизационным фондом, такими они не стали».
Тем не менее, 97,1 миллиардов гривен из Фонда хотят потратить на финансирование системы здравоохранения, на социальную помощь в виде доплат гражданам и пособий по безработице, на пополнение резервов госбюджета. Сумма, запланированная на эти мероприятия, в пересчете на доллары ничтожно мала по сравнению с теми средствами, которые готовят на борьбу с коронавирусом хотя бы наши соседи.
«Это меньше 3,5 миллиардов долларов, – говорит экономист Виктор Скаршевский. – Например, в Польше на борьбу с последствиями коронавируса предусмотрено 54 миллиарда долларов. В Украине весь государственный бюджет – 40 миллиардов долларов. Только на борьбу с коронавирусом предусмотрено больше, чем весь наш государственный бюджет. У нас очень маленький бюджет, мы бедная экономика. У нас все доходы бюджета Украины сопоставимы с одним городом Берлин. Каких-то больших средств на борьбу с коронавирусом Украина выделить не может».
Простые украинцы – в конце пищевой цепочки
Действия власти вокруг изменений госбюджета и формирования Фонда по борьбе с коронавирусом демонстрирует ее приоритеты. Верховная Рада смогла проголосовать законы, необходимые для сотрудничества с МВФ, но совсем не торопится создать хоть и небольшой, но все-таки фонд, из которого могли бы получить помощь граждане, потерявшие за это время работу и доходы. Вместо этого власть расширила список ограничений, но разрешила работу ломбардов и кредитных организаций.
«Можно констатировать, что сейчас не принимаются достаточные чрезвычайные меры для прохождения карантина именно большинством населения, – говорит политический эксперт Ева Антоненко. – Если мы смотрим по опыту западных стран, то в тех же США выделяются по 1200 долларов гражданам, которые получают менее 70 тысяч в год. В Украине аналогичные меры, к сожалению, не принимаются. Единственная мера, которую сейчас можно назвать мерой – это индексация пенсий с мая и доплаты по 1000 гривен пенсионерам. А людям, которые остались без работы, правительство выделять пока ничего не планирует и вероятней всего и не будет этого делать. Совокупно можно констатировать, что финансовую поддержку населения заменяет ломбардами».
Логика правительства в случае с разрешением на работу ломбардов и кредитных организаций со стороны выглядит так: люди потеряли работу и доходы из-за ограничительных мер и вынуждены будут распрощаться не только со своими денежными сбережениями, но и драгоценностями, мобильными телефонами, компьютерами и так далее. Люди для правительства остались даже не только на последнем месте по приоритетности. С них решили вытряхнуть последнее.
«Это свидетельствует о неэффективности и катастрофическом состоянии экономики страны», – говорит политолог Андрей Золотарев. – Если говорить о таком решении, все понимают, что у половины украинцев жировой запас не более чем на месяц. Лишившись работы, понесут последнее. Такая забота о владельцах ломбардов. Я бы не советовал никому обращаться за помощью микрокредитных организаций, поскольку 300-500 % годовых, а в итоге будет визит коллекторов, и отберут последнее. А то, что Кабмин не в состоянии справиться, то мы видим: Кабмин представляет собой олигархическую сборную. И говорить о том, что они будут во главу угла ставить интересы простых украинцев, увы, не приходится. Простые украинцы находятся где-то в конце пищевой цепочки в числе приоритетов этого Кабмина. По секвестру бюджета мы видим: на ненужное даем деньги, на нужном экономим».