Снежная Королева в 3-D формате

К сожалению, современная детвора не избалована «вниманием» театральных и кинорежиссеров. Причин тому немало — отсутствие финансирования детского театра и кино, коммерциализация постановок и многое, многое другое. Но ничто, даже сезон новогодних «елок»,  не может оправдать откровенной халтуры и «вытряхивания» денег из доверчивых родителей. К тому же, стряпня «на скорую руку» подобных «шедевров» не так уж и невинна. Ведь они могут нанести серьезный ущерб как психическому, так и физическому здоровью малышей.

История одной «недетской” сказки

Итак, рекламное объявление гласило: название спектакля — «Снежная Королева» — новогоднее 3-D Шоу, цены на билеты от 120 до 320 грн (в стоимость билета входит подарок), место проведения — «Дом офицеров” в  Киеве, категория — новогодние представления. 

В той же рекламе доверчивым родителям доходчиво объяснялось — «современный зритель так избалован киносказками, что удивить его театральным представлением довольно сложно” и «новогодняя постановка, по одноименной сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» сумеет достучаться до сердец юных и взрослых зрителей удивительным сочетанием самых современных технологий и старых добрых истин», являясь, в то же время, первым в Украине детским 3-D шоу.

Ну что же, поразить воображение зрителей, особенно малышей, творческому коллективу таки удалось. Однако, рассчитывали ли они на именно такой эффект, неизвестно. Трехлетняя дочь моей знакомой, решившей побаловать ребенка новогодней феерией, не выдержала и нескольких минут «недетского» шоу. И немудрено — ведь в самом его начале чудовищные «роботы» в свете странных лучей (3D – все-таки!) уволакивают истошно вопящую Герду. А ведь предупреждала реклама — «в современном сказочном королевстве, наряду с вполне волшебными заклинаниями, сосуществуют такие привычные микроволновые печи, автомобили и даже мобильные телефоны. Апогей спектакля – завораживающая сцена в замке с королевскими воронами, в которой тонкая ироничная мизансцена перетекает в будоражащий массовый танец полета и погони”. Слава Богу, ребенок не досмотрел «сказочку» до этого момента…

«Удовольствие гарантировано получит каждый взрослый и маленький зритель!”, — продолжило нагло врать рекламное объявление, вместо того, чтобы честно сообщить о том, о чем «на ушко» спешно покидавшим зал маме и дочке сообщила добрая бабуля-гардеробщица — 70% зрителей покидают данное шоу разочарованными…И кроме сакраментального — «кто возвратит деньги за билеты?», уж не говоря о моральном ущербе, остается только один вопрос — почему на афише не указано, например: «Спектакль разрешен для просмотра  детям с 10 лет»?

Сказкотерапевт очень не советует…

Для ответа на вопрос, какие сказки научат добру наших детей, я обратилась за советом к специалисту. Как разъяснила детский психолог, арт- и сказкотерапевт Юлия Калинина, до пятилетнего возраста психика ребенка имеет определенную особенность — он  нередко испытывает всяческие страхи, боится незнакомых предметов, звуков, существ, в том числе мистических — призраков, вампиров, привидений. Это — возрастная норма, которая затем переживается. «Если ребенок впечатлителен, особенно в случае, если он перенес какую-либо психологическую травму — каждый такой персонаж будет его пугать. Поэтому сказки с агрессивными, непонятными существами  до пяти лет детям противопоказаны», — предупредила психолог.

По словам Ю. Калининой, визуальное подтверждение собственных страхов может вызывать у детей ночные кошмары, энурез, боязнь засыпать без света, отпустить от себя маму или папу, боязнь оставаться в одиночестве или посещать детский сад.

«Ясно, что подобные «шоу» просто зарабатывают деньги, с них взятки гладки. Поэтому ответственность родителей — узнать, что будет происходить в спектакле или фильме, на которые они ведут ребенка. И если в нем много элементов агрессии — вашему ребенку до пяти лет там вообще нечего делать», — подчеркивает сказкотерапевт.

Однако, если подобное с вами все же произошло, Ю. Калинина советует сразу и обязательно проговорить ситуацию с ребенком, предложив ему в игровой форме «выгнать» страшилище, например, нарисовав его и затем разорвав рисунок. Это позволит малышу понять — увиденное было «ненастоящим», не происходило в реальности.

При этом психолог подчеркнула, что элементы «научно-технического» прогресса (такие, как упомянутые выше микроволновки и мобильные телефоны) — нежелательный элемент в сказках для детей до пятилетнего  возраста. Ведь ребенку трудно разобраться, какой посыл они несут — добро или зло. По словам психолога, сказки для малышей должны быть простыми, такими, которые ребенок способен понять сам и самостоятельно научиться из них. Лучше всего, считает Ю. Калинина,  для этой цели подходят народные сказки.

Где наши сказки?

Для многих из нас, взрослых, ярчайшими воспоминаниями детства навсегда остались  добрые мультфильмы «Простоквашино», «Бременские музыканты», советский «Винни-Пух» и чудесные фильмы-сказки. Были и режиссеры, посвятившие всю свою творческую жизнь их созданию. В частности, великий Александр Роу — его фильмы-сказки «Морозко», «Садко», «Василиса Прекрасная», «Кащей бессмертный», «По щучьему велению» — волшебные, эксцентричные, таинственные, с яркими сюжетом и героями, в том числе даже и отрицательными, но всегда добрые и с хорошим концом, отпечатались во множестве сердец. И наши дети ждут — не дождутся именно таких сказок.

Читайте также по теме