Прошедшая 4 апреля встреча на высшем уровне представителей МИД стран Содружества Независимых Государств фактически положила конец слухам о недееспособности и скором распаде структуры. Целый ряд принятых в Бишкеке решений вполне можно назвать эпохальными, а само присутствие на саммите представителей всех 11 республик СНГ, даже тех, кто ранее открещивались от участия в едином постсоветском социуме – поистине сенсационным. Как отмечают эксперты, преимущественно западные, в настоящее время можно говорить о так называемом «втором дыхании» Содружества. Впрочем, с некоторыми ремарками.
Изначально бишкекская встреча была заявлена как «мероприятие рабочего характера». Сотрудники внешнеполитических ведомств бывших союзных республик должны были обсудить возможности сотрудничества в рамках СНГ и подписать совместный документ о дружбе и взаимопонимании. Однако на определенном этапе все пошло, если так можно выразиться, не по протоколу. Прежде всего, потому что российская делегация, возглавляемая министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, отказалась от своей руководящей роли на саммите, предоставив ее принимающей стороне – Кыргызстану. Затем некий демарш совершил Азербайджан, предложивший отказаться от «банальных и скучных переговоров», и четко и ясно ответить на вопрос – а есть ли действительно будущее у Содружества как такового? Похоже, в тот момент растерялись все члены контактной группы, включая самих заявителей. Затянувшуюся паузу прервали делегаты от Молдовы и Украины – государств, которые в последнее время активно пытались абстрагироваться от своего членства в СНГ. Они клятвенно заверили, что структура должна развиваться, несмотря ни на какие политические и экономические разногласия в рядах ее участников.
И после этого все изменилось окончательно. С каким-то непонятным рвением дипломаты принялись один за другим ратифицировать проекты соглашений, само существование которых на протяжении последних десяти лет вообще было под вопросом. В частности, стороны дали «зеленый свет» созданию в рамках Содружества единого пограничного ведомства, активизации работы общей системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки и даже реализации совместных культурных мероприятий на период с 2015-го по 2020-й годы.
«Это можно назвать классическим примером взаимопонимания, — сказал позже белорусский министр Владимир Макей. – Мы показали, что здравый смысл важнее мелких склок. Уже сейчас можно смело заявлять: будущее у СНГ все-таки есть. Мы будем продолжать консолидацию и сотрудничество».
«Прилагаем усилия по совместному наращиванию торгово-экономического сотрудничества на основе договора о зоне свободной торговли, предпринимаем дополнительные меры по углублению взаимодействия в гуманитарной сфере», — вторил ему глава казахстанского Кабмина, председатель совета министров Ерлан Идрисов.
Глава МИД России Сергей Лавров был настроен менее оптимистично. Он лишь предположил, что в рамках СНГ постсоветским государствам предстоит «кропотливый и напряженный труд». Дескать, только в этом случае можно будет говорить о каком-либо «втором дыхании» пресловутой структуры. Впрочем, о самом мероприятии в целом он отозвался положительно.
«Оно было конструктивным и многообещающим», — констатировал, в частности, он.
И, как бы между прочим, добавил: «Насколько работа Исполкома СНГ будет эффективной – нам расскажут наши западные коллеги».
А вот Запад в этом контексте с выводами отнюдь не спешит.
По словам американского политолога Уильяма Коннолли, сегодня следует подчеркивать лишь одно: слухи о скорой «кончине» Содружества явно преувеличены.
«Да, СНГ существует, и уже то обстоятельство, что на его заседаниях участвуют даже самые ярые его критики (речь идет о Киеве и Кишиневе, — Авт.), свидетельствует о его жизнеспособности. Но утверждать о каком-то Ренессансе этого образования в данном случае рано».
И действительно – либо закрепить успех, либо зафиксировать фиаско СНГ призван новый саммит в формате президентов стран Содружества, который состоится в столице Казахстана Астане уже 25 апреля. До тех пор вопрос будущего упомянутого образования остается открытым.