Никита Бегаль
06:00 04/07/2016

Снижение акциза на б/у авто: Украина превратится в автобазар

В конце мая Верховная Рада приняла законопроект № 3251, предполагающий значительное снижение ставок акцизного сбора на бывшие в употреблении легковые автомобили. 

Данный документ вносит изменения в переходные положения Налогового Кодекса и предусматривает уменьшение акциза в 2-28 раз в зависимости от объема двигателя авто.

Так, например, за ввозимую поддержанную легковушку с бензиновым двигателем от 1.0 до 1.5 надо будет уплатить акциз в размере 0,063 евро за 1 куб. см рабочего объема агрегата, вместо прежних 1,367- 1,761 евро за 1 куб. см. А вот для авто с трехлитровым двигателем введена ставка 2,209 евро за 1 куб. см, что ниже старых акцизов на 1,120 — 2,776 евро.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2016-07/04/nYYrJoBur0IsEexy/image/1.jpg" />

Однако новые правила коснутся машин, чей возраст не более 6 лет, а содержание вредных веществ в выхлопных газах отвечают экологическому стандарту Euro5.

Как говорится в пояснительной записке к закону, сниженные ставки не применяются при ввозе юридическим или физическим лицом более одного автомобиля в течение года.

Кроме того, если транспортное средство было произведено и  пригнано из РФ, то на него распространяются старые тарифы. 

Таким образом, массового завоза дешевых авто в Украину ожидать не стоит. 

В то же время авторы законопроекта утверждают, что налоговое новшество, которое, кстати, будет действовать до конца 2018 года, поспособствует массовой легализации авто,  которые из-за несовершенного законодательства эксплуатируются на территории Украины, будучи официально нерастаможенными, так как ввозятся в страну в транзитном режиме.

В целом, по оценкам инициаторов закона, до конца 2016 года снижение акциза принесет государству  1,2 млрд гривен, поскольку  смягчение налогового бремени будет содействовать развитию «малого и среднего бизнеса, как на рынке автопродаж, так и оказания страховых услуг и услуг автомобильного сервиса».

В связи с принятием закона депутаты ожидают рост импорта б/у авто из ЕС в объеме 20 тыс. единиц  по итогам второй половины года. 

Критики же закона называют документ лоббистским, цель которого обслуживать интересы четырех автобазаров — Ровенского, Ивано-Франковского, Львовского и Луцкого.

«Пострадают, прежде всего,  украинские автовладельцы, таких около 4 миллионов. Которые в свое время честно купили новые автомобили, полностью заплатив при этом налоги. Уже сегодня машины дешевеют и можно говорить о том, что они потеряют не менее 30% их стоимости», — заявил народный депутат Дмитрий Святаш, отмечая, что потери госбюджета из-за новых правил составят 1 млрд гривен в год.    

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что правительство перекроет ожидаемое недопоступления в бюджет с помощью ограничительных мер.

«Скорее всего, на ввозимые автомобили запретят ставить газ, и водителям придется заправляться исключительно нефтепродуктами, цена на которые вырастет», — размышляет он, добавляя, что из-за нового акцизного порядка увеличится востребованность перегонщиков.

Андрей Новак, председатель Комитета экономистов Украины, говорит, что в свете новых акцизов украинским автопроизводителям придется попотеть, чтобы сохранить покупателя.

«Категории покупателей отечественного продукта и иностранных автомобилей разные. Но в любом случае из-за снижения акцизов украинскому производителю придется предлагать улучшенные условия для своих клиентов. Либо снижать цену, либо подтягивать уровень комплектации», — сказал он.

В свою очередь экономист Всеволод Степанюк полагает, что украинцы особо не почувствуют снижения цен на импортные авто после изменения ставок акцизного сбора.

«В этом законе снижается акциз только для автомобилей категории Euro5, которые сами по себе стоят не малых денег, поэтому какого-то значительного снижения цены для украинцев не будет», — считает он.

Впрочем, последнее слово в этом деле еще не сказал Президент страны, который может наложить вето на принятый закон.

Директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко считает, что Петр Порошенко лично не заинтересован в том, чтобы иностранные автомобили стали более доступными для украинцев.

"Как известно, Президент является одним из акционеров предприятия, которое занимается автомобилестроением (корпорация «Богдан» — Ред.), поэтому ему в первую очередь не выгодно, чтобы иномарки стали более доступными для простых украинцев. Он подпишет данный закон только при огромном давлении со стороны Запада и гражданского общества", — уверен он.

Напомним, в квартале 2016 года в Украину было импортировано 22,460 тысяч единиц автотранспортной техники на сумму 339,5 млн долларов, при этом доля поддержанной техники в общем объеме составила 45%, сообщили в ассоциации «Укравтопром».

Читайте также по теме