Снижение налогов на доходы физлиц может вызвать коллапс местных бюджетов

Факт долговременного и планомерного падения украинской экономики, зафиксированный Госстатом, очевидно, стал причиной возникновения в кабинетах власти необычных идей, связанных с возможным преодолением поступательного движения в пропасть.
Не имея ресурсов для кредитования экономики, Кабмин решил «пойти другим путем» и пересмотреть некоторые ставки налогов. В частности – налога на доходы физических лиц.
По информации, обнародованной изданием «
color="#0000ff">Коммерсант-Украина», Министерство доходов и сборов подготовило новые изменения в Налоговый кодекс и закон «О сборе и учете единого социального взноса на общеобязательное государственное соцстрахование». Эти изменения направлены на возврат от плоской (сейчас двухставочная) к прогрессивной шкале налогообложения, начиная с нулевой ставки если годовая сумма доходов не превышает 18 тыс. гривен. Если годовой доход будет меньше 3 млн гривен то ставка налога составит 10%.
Снижение налогов, особенно в период кризиса, когда доходы падают в первую очередь у самых бедных, вещь безусловно хорошая. Но только в том случае, если применяется системный подход и меняются не просто ставки налогов, а существующая система налогообложения адаптируется к новым условиям с целью повышения эффективности работы экономики. Но… пока чего ничего подобного нет. Мало того, при сохранении существующей системы распределения бюджетных поступлений, в случае снижения налога на доходы физлиц местные бюджеты останутся практически без денег. Кстати, расчет возможных потерь чиновники сделали сами.
В Минсдохе подсчитали, что если бы дифференцированные ставки применялись в 2012 году (общая сумма доходов местных бюджетов составила 60,7 млрд грн), местные органы не досчитались бы более 37 млрд грн. То есть, лишились бы порядка 60% дохода! Однако частично (на 10,5 млрд грн) потери были бы компенсированы за счет эффекта легализации зарплат в сегменте доходов до 3 млн грн.
Теоретически, все верно, но поскольку относительно «теневого сектора» экономики никаких точных данных нет, а присутствуют только экспертные оценки и мифологические штампы, то эффект от легализации зарплат может быть и в несколько раз меньше расчетного. К тому же, даже если он и будет таким, как рассчитали в Мисдохе, то непонятно за счет каких средств будут компенсированы 27 млрд грн, которые исчезну из бюджетов регионов.
Да и привязка ставок налогов к абсолютным числам весьма удивительна, ведь спрогнозировать даже ближайшее будущее гривны чиновники, очевидно, не могут. Так как даже проекта бюджетной резолюции, которая к лету должна быть принята парламентом, еще не существует в природе. Было бы разумнее привязать шкалу налогообложения к числу минимальных зарплат, а не к 18 тыс или 3 млн грн.
Между прочим, сейчас для расчета различного рода штрафных санкций действует привязка к необлогаемому налогом минимуму в 17 грн. После введения нулевой ставки на доход до 18 тыс грн в год (1,5 тыс грн в месяц), этот коэффициент что, также увеличится в 88(!) раз? Ответа – нет.
Сама идея о снижении налога на доходы физических лиц весьма неплоха, но в нынешних условиях хронического недостатка средств в местных бюджетах вследствие излишней централизации в распределении налоговых поступлений её практическая реализация может привести к абсолютной зависимости местных бюджетов от центра или полному их коллапсу. Может это и есть основная задача этой инициативы Минсдоха, а сокращение налоговой нагрузки на зарплаты это приятный побочных эффект?  

Читайте также по теме