Ученые просят потратить на зарплаты уже заложенное в госбюджете дополнительное финансирование науки. В ответ Национальная Академия Наук инициирует сокращение штата ряда научных институтов.
«Режиму нужны рабы»
Национальная Академия Наук (НАН) Украины потребовала от ряда научных институтов сократить штат ученых. Формальная причина такого требования – отсутствие финансирования.
Об этом сообщила председатель профсоюзной организации Института археографии и источниковедения им. М. Грушевского НАНУ Татьяна Котенко.
По ее словам, группа ученых из Института археографии и других научных институтов провели встречу с представителями НАНУ, где требовали справедливой оплаты.
«Нам отказали во всем, сказав только: «Сокращайтесь. Денег нет. Больше зарплаты у вас не повысятся». Такие же предложения поступают и другим институтам. У некоторых из них зарплатные ставки — 0,9%, 0,8%, 0,7%», — сказала она.
Примечательно, что финансирование украинской науки в 2018 году будет увеличено до 6,1 млрд гривен. Это более чем на 30% – с 4,7 млрд грн в 2017 году.
В госбюджете существенно возросло финансирование Национальной академии наук Украины – более 38%, в то же время средства на университетскую науку увеличились лишь на 12,3%.
«Мы смогли выйти из драматического снижения финансирования на науку, которое достигло минимума в 2016 году и составило 0,16% ВВП из госбюджета», – сообщила министр образования и науки Лилия Гриневич, которую цитирует пресс-служба МОН.
Отметим, что ведущие страны мира, такие как США или Германия тратят 4% ВВП на финансирование фундаментальных наук. В Украине целевой показатель государственных затрат на исследование и разработки, определенный новым Законом о научной и научно-технической деятельности, составляет 1,7 % ВВП. Реальное же финансирование не превышает 0,2% ВВП.
Лидер левого движения Украины Петр Симоненко констатирует: «Олигархам образованный народ не нужен. Господствующему национал-олигархическому режиму нужны немые рабы».
Как известно, расходы на одного украинского ученого в целом в 18 раз ниже, чем в Бразилии, в 34 раза ниже, чем в Южной Корее, в 70 раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем в России.
В среднем ежегодные расходы на одного ученого в мире составляют 190 400 долларов, в ЕС эта сумма достигает 163 400 долларов, в Африке — 106 100 долларов.
Считается, что в Украине — 9300 долларов в год. Но речь идет о финансировании науки в целом в пересчете на одного ученого, а не о зарплатах научных работников. В Украине зарплаты весьма невелики.
Татьяна Котенко говорит: «У нас зарплаты от двух тысяч гривен с копейками, а доктор-профессор получает 4 тысячи 700 грн. У нас уже 4 года такие зарплаты».
Один из научных сотрудников Института украинской археографии и источниковедения им. М. Грушевского, анонимно сообщил, что по состоянию на январь 2018 года, его зарплата составляет 2 тыс. 600 грн.
«Кабмин выделяет деньги, но ученые этих средств не видят. Моя ставка после 27-летнего стажа работы в науке 2 тыс. 600 грн. Можно ли прожить на эти деньги?» — возмущается он.
Цена вопроса — 66 тысяч долларов на каждый НИИ
В НАН сообщают, что из 177 научных учреждений в режиме неполной занятости работает 125 учреждений со средним коэффициентом занятости 0,79, а именно 9,58 месяцев в году.
Директор Научно-исследовательского института казачества Тарас Чухлиб, констатирует: «Мы подрабатываем на второй и третьей работе и не можем посвятить себя науке».
Профессор Ярослав Федорук, доктор исторических наук, участник боевых действий в зоне АТО уточнил, что лично он и его коллеги из других научных учреждений не получают в полном объеме зарплату. /> «Мы знаем, как у нас отмываются деньги и вместо бюджетной зарплаты научным сотрудникам, которые уже много лет живут на 60-70% ставки, эти деньги кем-то распиливаются, и кто-то их ворует. Я обращаюсь к НАБУ и САП, чтобы проверили деятельность Президиума НАН», — заявил профессор.
А Татьяна Котенко рассказала, что в Институте археографии и источниковедения Украины сотрудники согласились не получать зарплату за один день в неделю, потом за два, потом за три, четыре.
«Потом мы отказались писать такие заявления. Вскоре директор начал издавать приказы о неполной рабочей неделе. И вот уже 4 года мы в таком подвешенном состоянии, что только частичную зарплату получаем», — поведала она.
По ее словам, в 2017 году на институт было выделено финансирование в размере 6 млн грн, из которых больше миллиона забрали в оплату за коммунальные услуги, и ученые «работали на том, что осталось».
«2014 год у нас был сложным. Тогда, понимая, что сложное время наступило, терпели и ничего не требовали. Мы терпели и 2015, и 2016, и 2017 год, получая половину зарплаты, мы работали на 150% и это неголословно. Мы издали за эти годы десятки научных работ, книг», — рассказала Котенко.
Как она говорит, книги издаются на гранты (например, — Польши, Канады). «Нам никто за это не платит, мы получаем только 0,5% от зарплаты», — утверждает глава профсоюзной организации Института археографии и источниковедения.
Ученые принялись пикетировать президиум Национальной академии наук. Провели пикет у Верховной рады, требуя, чтобы им начали выплачивать зарплаты в полном объеме.
Ученые, в частности, требуют направить на зарплаты уже заложенные в бюджет дополнительные средства в сумме 354, 8 млн грн, по статье «Фундаментальные исследования».
Напомним, что госбюджет рассчитывали исходя из курса в 30,1 грн за доллар, и требуемая сумма составит 11,7 млн долларов. То есть по 66 тысяч долларов на каждый украинский НИИ.