Мария Мамаева
16:00 22/10/2017

Сокровищница Харьковщины: церковь на песках, сельский Лувр и заброшенный дворец

Харьковская область не входит в туристические топы Украины. Тем не менее, тут находятся удивительные по своей красоте достопримечательности, с не менее интересной историей своего создания, которые можно и даже нужно посетитьНаиболее популярный туристический маршрут по области включает в себя посещение Пархомовского музея, Наталиевской церкви и усадьбы в Шаровке. Поездка на общественном транспорте по достопримечательностям будет не очень удобна, поэтому отправляться лучше в составе организованной экскурсии на автобусе либо спланировать собственный маршрут на личном транспорте. Все эти объекты можно обойти за один день, но в хорошую погоду можно любоваться местными красотами и подольше, растянув поездку на все выходные.     

Пархомовка

Что посмотреть: Сахарный завод, усадьба Малевичей, художественный музей, церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Небольшое село в Краснокутском районе Харьковской области. 100 км от Харькова автобус едет по сносной как для Украины дороге и останавливается у ветхого двухэтажного здания с резными, некогда голубыми деревянными рамами, обрамляющими современные стеклопакеты. Часть здания занимает магазин, в остальных помещениях живут люди. По их заверению, именно в этом доме родился, провел свои первые годы и даже впервые взял в руки кисть Казимир Малевич. Его отец, Северин Малевич, служил управляющим на сахароваренных заводах богатейшего промышленника конца XIX – начала XX веков Павла Харитоненко. Чуть поодаль – церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная на деньги того же Харетоненко, далее – Сахарный завод, основанный им же. Он работает по сей день. И, наконец, главная достопримечательность села – памятник архитектуры конца 18 века — бывшее имение графа Подгоричани

В конце XIX в. владельцами Пархомовки, с особняком включительно, стала семья известных сахарозаводчиков и меценатов Харитоненко, собственников самого большого на то время Торгового дома «Харитоненко и сын». В этом бывшем дворце, затем – административном здании сахарного завода, и располагается один из крупнейших сельских музеев Украины.

Ну что можно ожидать от сельского музея? В лучшем случае собрание предметов быта местных жителей какого-нибудь 18-19 веков. Во всяком случае, никак не шедевры живописи, не полотна авторства художников с мировым именем. Однако коллекция художественного музея в с. Пархомовка просто потрясает: откуда в такой глуши было взяться картинам Пикассо, Мане, Репина, Васнецова, Рериха, Левитана, Шишкина, Малевича? Тот же Малевич, хоть и родился в здешних краях, художником стал уже в Киеве и к созданию музея не имеет никакого отношения. И даже известный меценат и покровитель художников Терещенко не имеет отношения к его созданию.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-10/22/Arr6arYs2HyNC7g6/image/1.jpg" />

Появление музея связано с простым советским учителем истории Афанасием Луневым. Его, по сути, сослали в эту глухомань после Великой Отечественной Войны. Афанасий Федорович три года провел в немецком плену, и видимо, лишь благодаря своей личной харизме и дару убеждения, пошел работать в школу, а не на лесоповал. Местные жители рассказывают о необычном, пробивном характере своего соотечественника. Загоревшись идеей создать школьный музей, он предложил ученикам принести в школу предметы, представлявшие, по их мнению, какую-то историческую или художественную ценность — начало коллекции положили ценности, разворованные в богатейших усадьбах местных сахарозаводчиков после революции. Затем был большой подарок, который и превратил коллекцию в музей, — харьковские художники отдали школе 50 своих работ. А дальше уже начинается совсем невероятная история сотрудничества Лунева с ведущими музеями Москвы, тогда еще Ленинграда, Харькова. Под разросшуюся коллекцию отдают сначала только первый этаж, а затем и весь дворец Подгоричани. Уже в 1960-х годах он становится известным далеко за пределами Украины – Лунев сумел добиться дружбы с Дрезденской картинной галереей, с берлинским Музеем Боде, которые посещал вместе с учениками. Лучшие музеи передавали пархомовцам шедевры искусства из своих запасников, обогащая коллекцию. В 1986 г. музей получил статус государственного культурно-просветительного учреждения и стал автономным отделом Харьковского художественного музея.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-10/22/Arr6arYs2HyNC7g6/image/2.jpg" />

Всего в его залах находится около 3 тыс. произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, предметов быта, старинной мебели, древних икон. Коллекционерами подарены две работы Пабло Пикассо, в том числе знаменитый Голубь Мира, ставший эмблемой Всемирного конгресса сторонников мира. Есть в музее уникальная коллекция русских авангардистов, собрание предметов древнего искусства Индии, Японии, Китая. Многие картины в музее принадлежат кисти неизвестных авторов, что не умаляет их художественных достоинств. Большой популярностью пользуются и произведения современных художников. Среди них особую славу снискала картина «Ленин и гуцулы». Обязательно нужно посмотреть здесь, конечно же, на работы Малевича и Кандинского.

Чудесная история музея не завершилась со смертью его основателя, хотя и для него настали тяжелые времена. В 90-х здание, находящееся на балансе местного сахарного завода, вместе с ним же было приватизировано. Новые владельцы не препятствовали работе музея, даже провели косметический ремонт здания, однако после кризиса 2008 года и последовавшего за ним собственного банкротства пустились в бега, а сам дворец вместе с другим имуществом был пущен с молотка. Неожиданно для многих добрые традиции меценатства решил продолжить коммерческий банк ПУМБ, который не только выкупил с торгов здание своих должников, но и оформив все необходимые бумаги, передал здание музею.  

Наталиевка

Что посмотреть: Спасо-Преображенский храм, парк, водонапорная башня, манеж, конюшни, главные и западные ворота.

Наталиевка также связана с семьей Терещенко. Именно здесь, на зыбучих песках, приобрел глава семейства сахарозаводчиков 50 га, чтобы отстроить имение, загородную резиденцию для отдыха не только родных, но и множества друзей, выдающихся деятелей искусства того времени, коим покровительствовала семья. Назвали имение в честь младшей дочери – Натальи Горчаковой. В честь нее же, а именно по случаю ее венчания, была построена и главная достопримечательность здешних мест – церковь Всемилостивейшего Спаса с великолепной коллекции древнерусского искусства и редких икон, которые составляли предмет особой гордости хозяина. Здание церкви очень необычно: поражает своими размерами и формой купол, особого великолепия храму придает отделка. Скульптурные изображения сделаны мраморщиками Ваганьковского кладбища по проектам Сергея Тимофеевича Коненкова. Над входом в храм — икона неизвестного автора, возможно, им был Николай Рерих, с которым также дружило семейство.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-10/22/Arr6arYs2HyNC7g6/image/3.jpg" />

Места здесь и вправду удивительные. Лиственные деревья сменяют сосны, делая необыкновенным воздух. Тишина, покой. По территории парка то там, то там разбросаны небольшие домики — в них Харитоненки селили своих знаменитых гостей — некоторые, например, Чехов, предпочитали уединение, вдали от шума и суеты местного общества. В советский период в этих зданиях располагался санаторий, однако сейчас все они закрыты, поэтому полюбоваться ими можно только с внешней стороны. К сожалению, сам усадебный дом был разрушен во время войны — от него остались лишь два каменных льва, которые, очевидно, украшали крыльцо усадьбы. 

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-10/22/Arr6arYs2HyNC7g6/image/4.jpg" />

Шаровка

Что посмотреть: Шаровский замок, липовая аллея, хозяйственные постройки.

Наибольший интерес представляет, конечно же, Шаровский дворец. Белокаменный господский дом расположен на холме. Он является центром всего комплекса. Усадьба основана в деревне Шаровка в 1836 году помещиком Саввой Ольховским, который позже проиграл имение в карты братьям Гебенштрейнам. В 1881 году усадьбу приобрел богатый сахарозаводчик Леопольд Кёниг, и вместе с сыновьями продолжил её усовершенствование. Окончательный свой вид как внешне, так и внутренне, усадьба приобрела к 1912 году. Хотя уже в советские 1920-1924 годах к восточному фасаду была пристроена двухэтажная остекленная веранда, а в 1925 году в комплексе был создан один из областных санаториев для больных туберкулёзом. За всё время использования под санаторий дворцово-парковый ансамбль ни разу не реставрировался, и медленно приходил в упадок.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-10/22/Arr6arYs2HyNC7g6/image/5.jpg" />

Несмотря на запустение, дворец по-прежнему поражает: он прекрасен и внешне, сохранил остатки роскоши и внутри. Здесь устраивались балы и играли спектакли, знаменитые гости оставались на ночлег. Сейчас дворец отключен от электричества, однако днем можно разглядеть бесподобные камины, дорогой паркет, расписной потолок. Интересен игровой зал: в центре там по-прежнему стоит огромный дубовый стол для картежных посиделок. Возможно, именно за ним имение обрело нового владельца.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-10/22/Arr6arYs2HyNC7g6/image/6.jpg" />

Если выйти из дворца и спуститься с террасы вниз, к озерцу, он предстанет в самом выгодном свете: белый гигант, с увитым диким виноградом подножием. Стоит также пройти чуть вглубь леса — там откроется вид на еще одну изюминку имения — липовую аллею, высаженную для прогулок в каретах. Деревья подрезали таким образом, чтобы кроны стремились ввысь, подобно тополю — и все деревья теперь выглядят, словно строй стойких оловянных солдатиков. Далее также стоит отыскать и здания бывших хозяйственных построек — конюшни, домики для прислуги. Удивительно, но в них до сих пор живут люди. Получив жилье в качестве служебного, они сумели его приватизировать и даже несколько осовременить.

Читайте также по теме