Протесты перестают быть интересны жителям крупных городов, вместо этого на митинге все больше украиноязычных выходцев из небольших городков и пгт.
Усредненный портрет митингующего таков: мужчина 37 лет, житель небольшого населенного пункта на западе страны. Скорее всего, у него высшее образование, но реализовать себя он пока не смог: трудится специалистом в какой-либо небольшой компании. Подозрительно много безработных – до 13% от всех «обитателей» Майдана.
Особого пиетета к политсилам не испытывает, а в Киев приехал за свои «кровные», так же планирует уехать – правда, когда именно, пока не знает: ждет инициативы политиков (сам проявлять ее не готов).
«Киевляне потеряли интерес к протестам: им надоело объезжать центр города стороной, испытывать неудобства. Их раздражает не столько тот факт, что главные улицы разрушаются, сколько собственное разочарование в протестах, – считает директор Института украинской политики Константин Бондаренко. – В целом можно сказать, что столица, где представлена интеллектуальная и бизнес-элита, не видит конструктивных целей протестов.
На Майдане стало меньше главного «движущего механизма» акций протестов – студентов. Раньше студбилет был в кармане каждого десятого митингующего, сейчас таковых 6%. Количество пенсионеров уменьшилось с 11 до 7%. /> «Если сформулировать настроения, которые есть на Майдане, то людям поднадоело», – считает директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина.
Примечательно, что настроения остальных граждан Украины полностью противоположны. Две трети украинцев хотели бы, чтобы оппозиция пошла на публичные и широкие переговоры с властью. Каждый пятый готов призвать к продолжению мирных протестов (в опросах социологи подчеркивали законный характер действий), а «более решительные» действия поддержал лишь каждый десятый опрошенный.
«Как бы агрессивно не было настроено большинство протестующих, решения будет принимать не оно, – отметил Бондаренко. – Те, кто настроен на конструктивные переговоры с властями, решат дальнейшую судьбу Евромайдана».
Автор иллюстрации Лариса Андрощук