Социалист Рудьковский: нефть, деньги, кровь, рейдерство

Во вторник 14 октября, Рада приняла пакет антикоррупционных законов, «закрыла» оффшоры, а Президент утвердил Национальное антикоррупционное бюро. Смешно, но в числе депутатов, голосовавших против коррупции, был и Николай Рудьковский, противоправные деяния которого помогут «загрузить работой» новый орган по противодействию коррупции на много месяцев вперед.

Трудовая биография негласного спонсора «Блока левых сил» — это просто готовое пособие для членов Антикоррупционного бюро и Национальной комиссии по борьбе с коррупцией. Николай Рудьковский, как известно, не новичок в нефтегазовом бизнесе, а это самая «перспективная» в плане коррупционных деяний сфера. Достаточно вспомнить пресловутые «вышки» Юрия Бойко или «Росукрэнерго» Фирташа… У Рудьковского масштабы деятельности, конечно, поскромнее, но журналы типа «Форбс», фиксирующие миллионные состояния украинских капиталистов, не спускают с «розового олигарха» глаз.

Начнем с того, что свои первые миллионы Николай Николаевич «сколотил», работая заместителем председателя государственной компании и ОАО «Укргазпром» — в это кресло он пересел с должности главного консультанта Администрации президента. Быстро освоившись на новом месте, Рудьковский выступил соучредителем предприятия «Нефтегаздобыча», которое получило лицензию на разработку одного из самых больших месторождений в стране – Семиренковского, расположенного в Полтавской области. Примечательно, что партнером Рудьковского был в то время… Петр Порошенко. Вместе с НикНиком Петр Алексеевич создавал «Нефтегаздобычу», ставшую одним из лидеров на нефтегазовом рынке. Газовики в шутку называют Полтавщину украинским Техасом, с вышки одной компании можно увидеть вышку другой. В селе Сенча Лохвицкого района на Яблунивском месторождении работает государственная «Укргазодобыча». В соседних Яхниках на Свиридовском – британская Regal Petroleum, часть акций которой в этом году купил «Смарт-холдинг» Вадима Новинского и Андрея Клямко. Шишацкий район, где обосновалась «Нефтегазодобыча», расположен немного южнее. Всего в регионе газ добывает 12 частных компаний.

Большинство месторождений были разведаны еще при советской власти, но до конца 1990-х в полтавском газе не было нужды: хватало дешевого российского топлива.

«Работа с недрами была голубым океаном, в котором никому не было тесно, да никто особо «не парился» из-за добычи, полно было дешевого российского газа. Но как только Москва стала завинчивать газовый краник, владельцы украинских газовых месторождений многократно возросли в «цене» — и Рудьковский не исключение. Не так давно его называли «газовым принцем», — вспоминает народный депутат четвертого созыва Геннадий Руденко. 

Рудьковского и делового партнера Шуфрича, который в 2001-м году «подменил» Петра Алексеевича на посту соучредителя «Нефтегазодобычи». О том, какие баснословные доходы получал Рудьковский, можно судить даже по весьма осторожной информации бизнес-аналитиков: по состоянию на 2012 год объем добычи газа компанией «Нефтегаздобыча» составил 645,2 млн куб. м. Запасы на конец 2012 года — 11,0 млрд куб… Выручка: 2,3 миллиарда, а прибыль – 380 миллионов гривен. Естественно, на такие деньги можно было купить оптом всю Соцпартию, что Николай Рудьковский и пытался делать все эти годы: ему нужна была приличная репутация партийного вождя, а не газового спекулянта. Стоит напомнить, что если бы Рада в которой заседали тогда и Порошенко и Шуфрич два года назад приняла законопроект «Об усилении государственного контроля за использованием природных ресурсов, которые находятся в частной собственности субъектов хозяйствования» (№10037), который предлагали коммунисты, то «газовый гешефт» Рудьковского был бы прикрыт еще тогда. Однако, ВР позволила Рудьковскому и ему подобным грабить страну и ее ресурсы без всякого напряга.

Правда, иногда мешали конкуренты, но Рудьковский их устранял. Имя политика замелькало в громком скандале после загадочного исчезновения (а реально — заказного убийства) Олега Семинского, миноритарного акционера и топ-менеджера «Нефтегаздобычи» ведающего всеми финансовыми потоками предприятия. Он пропал бесследно за пару дней до того, как 22 марта в Хозяйственный суд Киева поступил на рассмотрение иск от ООО «Укрземресурс», который потребовал возмещения 66,6 миллиона гривен со счетов… «Нефтегаздобычи». При этом, выяснилось, что деньги Рудьковскй хотел «отсудить» сам у себя: среди учредителей «Укрземресурса» «Нефтегаздобычи» его имя вписано, что называется, «золотыми церковнославянскими буквами». Так что все эти судебные игрища были не более чем попыткой правовым способом прикрыть рейдерский захват АО «Нефтегаздобыча», где депутат был простым акционером.

«Появляется судебный иск к компании с большой суммой (67 млн. гривен), который фактически парализует работу предприятия, потому что в исковом заявлении еще и арест на имущество, арест на счета», — объяснили «схему» захвата эксперты рынка.

«Особое внимание следует привлечь к тому, что и истец, то есть, и предприятие «Укрземресурс», который выдвинул судебный иск, и «Нефтегазодобыча», предприятие, которое отвечает по иску, являются связанными компаниями в лице Николая Рудьковского, известного одиозного деятеля и в политике, и в бизнесе страны, бывшего министра транспорта. И там, и там, по информации СМИ, он является бенефициаром. Возникает вопрос – почему собственник одного предприятия пытается взыскать деньги с другого своего же предприятия?», — констатируют они.

Этот вопрос и эксперты и правоохранители и СМИ задавали не раз. Рудьковский от ответа уходил, но вот судьи следователи его знают.

«Очевидно, что все это делается с целью дальнейшего перехвата управления, дальнейшего отчуждения имущества и дальнейшего увеличения собственной доли в корпоративном капитале», — поясняли специалисты по противодействию рейдерству.

Но главное в том, что АО «Нефтегаздобыча» на которую нацелился Рудьковский, после «устранения» одного из руководителей, осталась обезглавленной и стала легкой добычей. Другими словами, олигарх и политик Рудьковский причастен не только к рейдерскому захвату «нефтебазы», но и к криминальному преступлению: недаром же милиция по факту похищения Семинского открыло дело по статье «умышленное убийство». При этом всем хорошо было известно, что между депутатом и топ-менеджером, сложились, мягко говоря, натянутые отношения. Конфликт между ними стремительно нарастал буквально по всем направлениям совместной работы: распределению дивидендов, контролю над операционными потоками, инвестиционным стратегиям, размерам наличных и безналичных долей в выручке. Если принять к сведению тот факт, что речь идет о крупнейшей в Украине частной газодобывающей компании, приходится признать следующее: цена вопроса для Рудьковского – несколько сот миллионов долларов ежегодной ренты. Так что церемониться политик не стал, и мешающего соперника «закопал». А потом сел переписывать налоговую декларацию: судя по тем документам, которые Рудьковский подавал в Раду, он чуть богаче церковной мыши. Ни о каких нефтемиллиардах там точно не сообщается: в этом легко убедится, открыв сайт ВР. Впрочем, своей карьере экс-министр транспорта обязан не только собственной «ловкости рук» и коррупционным связям, но и недоработкам СБУ и МВД. А как могло быть иначе, если в то время, как Рудьковский обогащался, пост главы МВД занимали попеременно его коллеги-социалисты: сначала Василий Цушко, потом дважды — Юрий Луценко. Нет сомнений, что они не просто сквозь пальцы смотрели на криминальные «грешки» соратника, но и покрывали его — в том числе и для того, чтобы не позорить партию. Ведь Рудьковский был и остается «социалистом»…

Читайте также по теме