- Порой в жизни каждого человека возникают непредвиденные ситуации. Бывают такие ситуации и у авиапассажиров, когда приехав в аэропорт, они вдруг узнают, что их рейс задерживается или вообще отменен. Причиной этих экстренных ситуаций может стать нелетная погода или технические неисправности самолета. ГолосUA решил выяснить, что необходимо знать туристам в такой непредвиденной ситуации, какую компенсацию необходимо требовать от авиакомпании и как правильно реагировать на«приятную новость» о том, что произошли какие-то изменения в расписании рейса.
- Так, юрист Александра Котенко сокрушается, что многие украинские авиатуристы практически ничего не знают о своих правах, а ведь многочасовые ожидания в аэропорту в ожидании рейса, порой, вымывают очень сильно. И такие «страдания», на которые обрекают пассажиров авиакомпании, подразумевают определенные компенсации.
- Вылет задержан
- Если пассажир уже прошел регистрацию, но так и не улетел в указанное в билете время по вине авиакомпании, значит, что она не выполнила свою часть договора. И авиакомпания несет за это ответственность. При задержке авиарейса пассажиру нужно обратиться к представителям авиакомпании в аэропорту за компенсацией . Итак, каждому авиатуристу положено следующее:
- — оплата авиакомпанией хранения личного багажа пассажира в аэропорту;
- — если задержка авиарейса длится 2 и более часов пассажиру положены прохладительные напитки, компенсация стоимости двух телефонных звонков или отправки телеграммы/факса;
- — когда рейс откладывается больше, чем на 5 часов пассажиру должны предложить горячее питание. Также пассажир имеет право и отказаться от поездки вообще и потребовать вернуть стоимость билета, даже если он невозвратный, как это бывает у бюджетных перевозчиков;
- — если рейс задержан более, чем на 8 часов пассажира должны поселить в гостинице, трансфер аэропорт — отель — аэропорт;
- — если после задержки авиарейса пассажира отправили классом ниже предложенной перевозки и не обеспечили должного сервиса, то абсолютно законно можно потребовать возмещения разницы;
- — если по вине авиакомпании пассажир опоздал на следующий рейс, указанный в его билете, то необходимо требовать отправки ближайшим рейсом до места назначения или возместить стоимость билета и дополнительную компенсацию.
- При этом юрист подчеркнула, что если следующий рейс отправляется из другого аэропорта, авиапассажир имеет право на бесплатный трансфер.
- «Если времени остается очень мало, а представительства компании нет на месте, тогда берите такси, но обязательно сохраните чек. Сумму, указанную в нем, затем можно вернуть, предоставив документы в офис авиаперевозчика», — сказала А. Котенко.
- Рейс отменен
- При отмене авиарейса авиакомпания должна на выбор пассажира или вернуть полную стоимость билета, или отправить его в пункт назначения при ближайшей возможности.
- Также необходимо знать, что перед пассажирами, которые не согласились сдавать билет, у авиакомпании есть обязательства:
- — предложить пассажиру улететь при ближайшей возможности либо выбрать удобную для него дату (в течение ближайших шести месяцев);
- — перевезти пассажира своим следующим рейсом, на котором есть свободное место в оплаченном классе обслуживания, либо другим маршрутом собственных рейсов или рейсов других авиакомпаний;
- — организовать обслуживание пассажира, пока он ожидает рейс.
- Форс-мажорные обстоятельства
- А. Котенко предупреждает, что существует ряд ситуаций, когда перевозчик имеет право отменить авиарейс или перенести вылет самолета, а также изменить маршрут или пункт посадки. Все они прописаны в договоре авиакомпании в главе «Форс-мажорные обстоятельства». «Речь идет о погодных условиях, стихийных бедствиях, террористических актах , забастовках или неисправностях воздушного судна. В таких случаях пассажир имеет те же права, что и при отмене рейса за исключением компенсации», — пояснила она.
- Как отстоять свои права за задержку авиарейса
- Юрист напомнила, что Варшавская конвенция защищает авиакомпании от ответственности практически за любое нарушение договора с пассажиром, кроме безосновательного отказа в перевозке. Так что предупреждать об изменении условий перелета заранее авиаперевозчики не спешат и до последнего стараются самостоятельно «решить проблему».
- Но, признается А. Котенко, положения, записанные в Воздушном кодексе Украины и Варшавской Конвенции, не всегда выполняются. Поэтому «улики» будут совсем не лишними.
- «По вашему требованию администрация аэропорта обязана выдать справку о причине задержки рейса, а представители авиакомпании должны поставить штамп на билет с указанием фактического времени вылета», — сказала она.
- Поэтому, настоятельно советует юрист, авиапассажиру необходимо сохранить все чеки, подтверждающие расходы, которые ему пришлось самостоятельно оплатить: еда, лекарства, транспорт, трансфер, отель и даже телефонные звонки.
- «Если из-за отмены или задержки рейса ваши планы все же оказались сорваны, при наличии подтверждения таких фактов также требуйте компенсации за задержку авиарейса у авиакомпании», — сказала она.
- При этом А. Котенко отмечает, что с момента неудачного полета у пассажира есть 6 месяцев на сбор всех документов и чеков. А вот у авиаперевозчика на рассмотрение претензии — всего месяц.
- «И если ответа от авиакомпании нет или он вас не устраивает, тогда обращайтесь за помощью к юристу и подавайте в суд», — подчеркнула она.
- И последнее: каждый пассажир перед тем, как покупать или бронировать билет любой авиакомпании, должен выяснить все свои права и детально изучить правила авиакомпании. Так как покупка билета обозначает то, что пассажир полностью согласен с условиями авиаперевозчиков, а у бюджетных авиакомпаний могут быть такие пункты договора, которые не предусматривают компенсацию в случае задержки или отмены рейса.
Южный терминал лондонского аэропорта «Гатвик» был эвакуирован 22 ноября в 10:50 из-за «инцидента с...