Создание национального авиаперевозчика ЮНА Ukrainian National Airlines вызывает сомнения в целесообразности. По экспертному мнению, авиакомпания может занять нишу на рынке в качестве лоукостера, и рискует стать обузой для государства. Дескать, о поддержке авиапрома речь идет не в первую очередь.
«Подтверждение от французских консультантов»
Национальный авиаперевозчик ЮНА (Украинские национальные авиалинии) зарегистрировал в Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку первый выпуск акций на 500 млн грн — выпускается 50 тыс. акций номиналом по 10 грн. Предполагается, что владельцем всего пакета станет Министерство инфраструктуры.
Экономист Алексей Кущ пишет в соцсети: «Дорогая игрушка для бедной страны». Экономист уверен, что в условиях засилья на рынке авиаперевозок Украины низкобюджетных компаний, национальному оператору придется серьезно бороться за свое место в небе. «Но, даже приложив все необходимые усилия, максимум, что он сможет — занять свою нишу в качестве очередного лоукостера», — считает Алексей Кущ. Он иронизирует: создание национального авиаперевозчика – «это уже гораздо больше, чем «государство в смартфоне».
Эксперт указывает, что по международному опыту, для выхода на рынок лоукостера требуется от 10 самолетов, с налетом 1500-3000 млн пассажиро-километров и перевозкой от 1 млн пассажиров в год. Себестоимость одного пассажиро-километра составит 10-20 центов. То есть, при налете 1500 млн пкм, годовые затраты компании составят 150-300 млн долл. в год, а стоимость билета на рейс дальностью 500 км – не менее 50 долл.
Алексей Кущ указывает, что 2019 году, до коронакризиса, пассажиропоток на внутренних авиарейсах составил 2,17 млн человек. «Допустим ЮНА заполнит 50% рынка – это 1 млн пассажиров в год. В таком случае, ей вряд ли удастся налетать более 1500 млн пассажиро-километров, и затраты на ее содержание составят не менее 150 млн. долл. в год, при этом стоимость билета, например, до Одессы, в 50 долл. может быть перебита частными конкурентами. В таком случае, государству придется дотировать национального авиаперевозчика на 15-30 млн.долл. ежегодно», — рассудил он.
Как известно, с идеей создания национальной авиакомпании выступил Президент Владимир Зеленский еще в апреле 2020 года в фильме «Год президента Зеленского». Через два месяца премьер-министр Денис Шмигаль заявил, что Мининфраструктуры уже работает над концепцией и пообещал «большое количество рабочих мест». Первоначально сообщалось, что авиакомпания будет летать на отечественных самолетах.
Но в июне 2021 поступило сообщение, что к созданию национального украинского авиаперевозчика может присоединиться одна из крупнейших авиастроительных компаний мира — Airbus. Хотя компания считается «европейским» авиапроизводителем, с правовой точки зрения она является французским юридическим лицом.
25 ноября 2021 года на форуме «Большое Строительство: Авиация. Туризм» Президент Владимир Зеленский заявил: «Мы в рамках программы Большая стройка делаем новый мощный шаг — это наш национальный авиаперевозчик. Создание его, которое будет начато, можно сказать, официально уже сегодня».
Тогда же Глава государства сообщил возможное название – Ukrainian National Airlines. «Очень символично. Украинские национальные авиалинии-ЮНА. Как и наше государство с большой историей, но всегда энергичное и юное», —сказал Владимир Зеленский. Он отметил, что Украина имеет подтверждение экономической целесообразности проекта национального перевозчика от французских консультантов.
В тот же день — 25 ноября 2021-го стало известно, что Министерство инфраструктуры подписало меморандум о сотрудничестве с компанией Airbus, предусматривающий возможность 22 самолетов. Текст меморандума не опубликован — неясно идет ли речь о лизинге или покупке.
«Украина должна ощущаться в воздухе»
Выступая с ежегодным посланием к парламенту 1 декабря, Президент Владимир Зеленский заявил, что первый рейс национального авиаперевозчика будет в 2022 году. «К 2025 году будет полностью сформирован флот компании, нашей государственной компании. Не менее 20 современных судов», — сообщил он. По словам Президента, «Украина должна ощущаться в воздухе», в 16 городах на сегодняшний день строятся аэропорты. Регулярные рейсы планируются за границу. «ЮНА обязательно приземлится в ЕС и такие планы действительно окрыляют», — подчеркнул Глава государства.
Алексей Кущ отмечет, что запуск национального авиаоператора должен четко синхронизироваться с окончанием строительства 10-15 региональных аэропортов в Украине. А их политика в части сборов должна жестко адаптироваться под запросы национального перевозчика. Парк самолетов, по словам экономиста нужно довести до 25-30. «В контексте ЮНА это планируют сделать исключительно за счет одномоментного приобретения (смеем надеяться, в лизинг) 22 Airbus. Что касается АН – здесь пока нет никаких четких планов», — рассудил он.
После выступления Президента, 1 декабря Верховная Рада дополнительно выделила из госбюджета 2021 0,5 млрд грн на формирование уставного капитала Национального авиаперевозчика. На следующий день — 2 декабря был принят госбюджет на 2022 год в котором заложили 4,4 млрд грн на строительство аэропортовой инфраструктуры и создание авиаперевозчика.
14 декабря, Министерство инфраструктуры и государственный концерн «Укроборонпром» подписали меморандум, согласно которому государственное предприятие «Антонов» построит пять пассажирских самолетов для ЮНА. Первый самолет планируют построить через год. На этих самолетах новая авиакомпания будет выполнять преимущественно рейсы внутри страны
Генеральный директор «Укроборонпрома» Юрий Гусев анонсировал, что в соответствии с меморандумом «Антонов» в течение трех лет построит пять пассажирских самолетов Ан-158 на 99 мест. А министр инфраструктуры Александр Кубраков уточнил, что прямые контракты с ГП «Антонов» подпишут до конца второго квартала 2022 года.
«Деньги уйдут на создание рабочих мест во Франции»
Профсоюз авиастроителей и машиностроителей Украины (ПАУ) выступил с заявлением, что национального авиаперевозчика должен в первую очередь обеспечивать самолетами обеспечивал национальный разработчик и производитель самолетов – ГП «Антонов».
«Трудно представить себе, чтобы американская государственная авиакомпания покупала самолеты Airbus, оставляя без работы отечественную Boeing или французская государственная авиакомпания покупала самолеты Boeing вместо Airbus. Может, стоит брать пример с развитых стран в этом вопросе, то есть поддерживать собственного производителя?», — задаются вопросом в ПАУ.
Председатель Объединения организаций работодателей авиапромышленности Украины Владимир Коробов, в свою очередь констатировал: Французская консалтинговая компания Aerogestion, нанятая за деньги налогоплательщиков Франции, предлагает Украине для создания национального авиаперевозчика использовать самолеты Airbus. «Это в мире считается государственным протекционизмом: правительство Франции оплатило консалтинговые услуги фирмы и понятно, почему данная компания рекомендовала Украине купить французские самолеты. Теперь существует вероятность, что деньги украинских налогоплательщиков уйдут на финансирование и создание рабочих мест во Франции и Европе», — заявил Коробов.
Он отметил, что украинской стороне не предлагают открыть производство комплектующих для самолетов Airbus, хотя страна имеет школу авиастроения, науку, материаловедение. «Стран, которые могут производить самолеты, можем посчитать на пальцах одной руки», — рассуждает Председатель Объединения организаций работодателей авиапромышленности.
По его словам, имеется риск, что за деньги госбюджета Украина планируется поддерживать сервисное обслуживание, ремонт авиазапчастей, импортируемых из Франции. «Украина может упустить шанс сохранить такую наукоемкую отрасль как авиастроение», — считает он.