Детские психологи настойчиво рекомендуют родителям обратить внимание на психологическое состояние их чада в первые недели учебы. Ведь незаметно для вас, ваш ребенок может переживать сильнейший стресс. И задача всех любящих мам и пап – помочь ребенку пережить его быстро и легко…
Синдром первой недели
Так психологи называют «накрученное» нервное состояние ребенка после возвращения на учебу в первые недели занятий. Взрослым бывает непросто взять себя в руки и настроится на работу после 2-недельного отпуска, а, представьте, какого детям, которые за 3 месяца летних каникул привыкли к веселью, отдыху, «свободному» режиму и свежему воздуху.
Не удивительно, что неокрепшая нервная система начинает буквально «бастовать». Главные симптомы, которые должны заметить родители — отсутствие аппетита, бессонница либо наоборот сонливость, резкие смены настроения, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость…
— Не нужно думать, что все это «само пройдет» — советует психолог Валентина Колесниченко, — оно то пройдет, то не бесследно. Детская психика очень уязвима. Ваша задача – максимально оградить ребенка от других стрессов и постараться смягчить уже существующие. Прежде всего, огромное значение сейчас имеет поддержка. Отнеситесь к проблемам маленького ученика внимательно, какими бы нелепыми вам не казались его проблемы – для они сейчас очень глобальны и важны. Побольше расспрашивайте его: как прошел день, что было на уроках, с кем он подружился и т.д. Пусть ребенок видит, что все, что происходит важно для вас так же, как для него.
Хвалите ребенка даже за самые незначительные успехи, а его неудачи не должны быть причиной наказания. Вместе с ребенком проанализируйте причину той или иной проблемы и подскажите, как бы вы вышли из той или иной ситуации, но не навязывайте свое мнение, лучше попробуйте «направить» его в нужное русло.
Очень важно в первые недели учебы окончательно вернуться к режиму. Пусть ребенок ложиться и просыпается ежедневно в одно и то же время.
Следите, что б ребенок вовремя и достаточно ел, пусть в рационе будет много овощей и фруктов, нежирного мяса, рыбы, яиц, кисломолочных продуктов.
Первоклашкам – особое внимание!
Малышне, которая в минувшее воскресенье впервые села за парту, сейчас тяжело вдвойне. Ведь если у школьников постарше это возвращение к первой жизни, то у них – самое начало новой. Многие из них до сих пор не до конца поняли, что теперь все будет по другому и продолжают относится к этому как к игре, а у многих уже началась молчаливая паника и даже неприятие новых условий. И то и иное нужно исправлять. И главное оружие родителей – разговор. Почаще напоминайте ребенку о том, что он теперь взрослый, а главное – что вы так этим гордитесь, рассказывайте, насколько здорово учиться в школе и сколько интересного его там ждет.
— Важно помнить, что в первом классе в школьной жизни ребенка родители должны принимать очень активное участие, — говорит психолог. – Вы должны быть постоянно на связи с учительницей, интересоваться, как ведет себя ребенок (о многом он может вам и не рассказать, даже если у вас самые доверительные отношения).
Да и любому нормальному педагогу нравится, когда родители интересуются учебой детей и их поведением. Поэтому не лишним будет наведаться в школу через недельку-две и расспросить классного руководителя об успехах вашего школьника, его недостатках, попросить подсказать, на что обратить внимание…
Не слушать, а слышать
Наиболее распространенная проблема: ребенок не хочет идти в школу. И тут важно не совершить распространенную ошибку: не ругайте своего ученика, не бросайте фраз типа « Я тоже много чего не хочу, но надо…», разузнайте почему.
К примеру, ребенок жалуется, что в школе скучно. Тут возможно два варианта: либо вы отлично подготовили малыша к школе, и он уже знает все, что рассказывают на уроках, либо наоборот – ему ничего не понятно. И в том, и в ином случае с ребенком придется поработать дома. В первом случае – нагружаем его задачками повышенной сложности, демонстрируя, что он еще далеко не все знает, но обязательно может со всем разобраться. Во втором – помогите подтянуть «хвосты», объясните то, что ребенок не понял. Поначалу давайте ему задачки попроще, что б малыш понял, что ему по силам во всем разобраться и обязательно хвалите за любой успех.
Если ребенок, особенно первоклассник не желает делать домашнее задание, то только потому, что его не приучили к такой ответственности и он не считает его очень важным, — уверена психолог. Важно дать понять, что домашнее задание,, то, к примеру, так же важно, как то, что мама готовит борщ или папа пылесосит в гостиной. Это тоже своеобразная работа, и она лежит на ребенке. Покажите ему насколько серьезно относитесь к этому вы, демонстративно делайте тише телевизор, когда он садится за выполнения задачек, говорите при нем шепотом, что он понял, что вы стараетесь ему не мешать и ничем не отвлекать. На детей такое поведение взрослых производит огромное впечатление.
Бывает проблема и посерьезнее, — ребенку не понравилась учительница. Тут обязательно действовать молниеносно – бегите в школу и разговаривайте с классным руководителем. Поговорите по душам, расспросите, что не так в поведение вашего ребенка, чем он ей не угодил. Не говорите, что ребенок жаловался – критика многих может озлобить и, скорее всего, эта злость выльется именно на ваше чадо. Просто выясните, какой учительница человек, чего она требует от учеников и т.д, постарайтесь расположить ее к себе, найти общий язык.
Имейте ввиду, проблема может быть не только в учителе, но и в вашем ребенке. Может он плохо себя ведет, грубит, не желает следовать правилам, требует много внимания. Но учтите: обвинять ребенка при этом нельзя, он излагает свою истину. Просто объясните ему, в чем и почему он не прав, посоветуйте как исправить ситуацию. И уж тем более, не смейте ругать учителя при своем чаде, даже если он оставил крайне неприятное впечатление и вам ясно, что он неправ.