Оптимистические заявления украинских футурологов и кинокритиков эпохи Поздней Перестройки, предвещавших «даже после распада СССР начало новой эры главного из искусств», в очередной раз потерпели полное фиаско. Хорошее кино в Украине даже через двадцать с лишним лет после Советского Союза в масштабах отдельно взятого государства практически не снимается. Как отметил член Экспертной комиссии по вопросам кинематографии Украины Андрей Халпахчи, только в 2011-м году ни одна кинолента украинского производства, которой в свое время была оказана государственная поддержка, не попала на широкий экран. И этому есть объяснение.
Украинец сербского происхождения Антон Иванович считает себя ни много, ни мало – «профессиональным режиссером-любителем». Иванович – это не отчество, а фамилия, гордо предупреждает он, прежде чем продемонстрировать в одном из элитных киевских клубов свою новую работу. «Я – режиссер по образованию, но снимаю на любительскую камеру, — с видом то ли пророка, то ли возвратившегося с охоты неандертальца, вещает автор. – Мой диплом никому не нужен, я не нужен спонсорам. А поэтому позвольте отнять у вас хотя бы двадцать минут вашего времени. Посмотрите, пожалуйста, мой короткометражный фильм и сделайте ставки на его будущее». При этом режиссер жестом профессионального крупье указывает своим помощникам на потенциальных «благотворителей» — неплохо по нынешним меркам одетых молодых людей и их спутниц. Благодарная публика вне зависимости от одеяния в целом и толщины кошелька в частности, отдает указанным помощникам «денег столько, сколько не жалко».
И начинается таинство. На большом экране, сменяя друг друга, появляются картинки живой и неживой природы: вот заснеженный парк, вот влюбленные целуются на фоне новогодней елки, а вот дворовый кот охотится на огромную ворону, клюющую что-то в мусорном контейнере. Все это сопровождается странной расслабляющей музыкой и заканчивается гулкой барабанной дробью, а в титрах вместо привычного «Конец фильма» выведено «А кто смотрел – молодец». «Моя цель – обычный перформанс, — многозначительно заявляет Антон Иванович. – Но так уж само собой получается, что люди изголодались даже по такому кинематографу. Со своими короткометражками я объездил добрую половину Европы и заработал приличные деньги».
Что такое «приличные деньги» в его понимании, режиссер не уточняет, но в отношении определенного успеха украинских фильмов, лаконично именуемых «короткометражками», сомневаться не приходится. Наглядный пример тому – поистине ошеломляющий успех картины Марины Вроды «Кросс», в прошлом году получившей специальный приз жюри на Каннском кинофестивале. Оригинальная лента о сущности бытия сразу была приобретена известным французским телеканалом, руководство которого планирует представить ее во всех франкоязычных странах мира. Дальше – больше. В самое ближайшее время в Канны отправятся сразу 50 короткометражных фильмов украинского производства. Фильмов, качество и художественную ценность которых будет определять жюри во главе с традиционным «почетным судьей» Жераром Депардье.
Но вот ведь в чем дело – речь идет, главным образом, о том кинематографе, который на режиссерском сленге называется «карманным». Несмотря на то, что порой для съемок «простой двадцатиминутки» требуется не менее двух-трех лет и крупных финансовых вливаний, продукцию подобного рода «потребляет» исключительно специалист – на телевизионные и – куда уж больше – широкие экраны такие фильмы попадают редко. Нынешние, если так можно выразиться, культовые украинские режиссеры, такие как Вячеслав Криштофович и Роман Балаян работают преимущественно «на экспорт», активно сотрудничая с теми же французскими или, например, британскими коллегами. «Однозначно говорить о том, что качественного доброго кино в Украине сегодня нет, нельзя, — отмечает в комментарии агентству «ГолосUA” кинокритик Алексей Новоженов (Москва). – В частности, на телевидении с успешным рейтингом идут мелодрамы Оксаны Байрак, а творческая элита посещает кинотеатры, где периодически демонстрируются произведения Михаила Ильенко. Но это – своеобразное исключение из правил, доказывающее, что кинематограф в Украине «скорее живой, нежели умерший».
А ведь было время, когда фраза (или, вернее, характеристика) «хороший художественный фильм» напрямую ассоциировалась с такими гигантами, как «Киностудия им. Довженко», «Ялтинская киностудия», «Одесская киностудия» и, наконец, «КиевНаучФильм». Чего стоит, например, культовая картина «Гардемарины, вперед!», где главные герои, спасая прекрасных дам, скачут по ялтинскому побережью…А в «Сердцах трех», где зритель, по меньше мере, на девяносто процентов погружаясь в действительность, забывает, что Крым в фильме является Коста-Бравой? Неужели тот же «потребитель информации» старшего возраста забыл такие ленты, как «Берегите женщин» с прекрасно сыгравшим роль «кока» Андреем Градовым? Или вот — «Поезд вне расписания», — первый советский фильм-катастрофа, где никто не погиб. Или – в лучших английских традициях – «Инспектор Лосев» (Творческое объединение «Луч»)
«Хорошая игра актеров, десятки тысяч поклонников отдельно взятого фильма — вот что отличало кино в УССР, — подчеркивает Алексей Новоженов. – Но пришло время, и съемочные площадки превратились в «овощехранилища и плацдармы для рекламы». Надеюсь, новое поколение актеров и продюсеров будут учиться на примерах жизни и творчества таких людей, как Сергей Параджанов». Кстати, в настоящее время ни одна из киностудий бывшей УССР на территории Украины в полном объеме не функционирует.
К реанимации «скорее живого», в свою очередь, пытаются приступить на самых различных уровнях. Так, например, депутат Верховной Рады от Партии регионов Виктор Янукович-младший объявил о своем намерении «взять шефство над кино», предложив целый план реформ в области развития киноиндустрии, а в рамках государственной программы поддержки кинобизнеса в 2012-м году планируется создать Независимую киноассоциацию, куда войдут представители крупнейших продюсерских центров и съемочных групп. Кроме того, Министерство культуры получит 170 миллионов бюджетных гривен на создание новых региональных студий и спонсирование молодых авторов. А вот проведение кинофестивалей «Молодость» и «Одесского международного» по-прежнему остается в юрисдикции частных лиц.
Как бы то ни было, а если украинский кинематограф не получит шанс на «второе рождение», по-настоящему хорошее кино наверняка станет достоянием исключительно творческой элиты. Или посетителей «закрытых» ночных клубов, готовых «скинуться за просмотр, сколько не жалко».