Вита Середа
12:00 31/05/2011

Спектакли на все вкусы (фото)

В Черкассах состоялся Международный театральный фестиваль «Сцена человечества-2011». Зрители увидели десять спектаклей, которые способны удовлетворить вкусы самых прихотливых театралов.

Черкасский академический областной музыкально-драматический театр имени Тараса Шевченко показал спектакль «Тарас: Слава» (драматическая поэма по произведению Богдана Стельмаха). Спектакль в марте этого года поставил известный режиссер Сергей Проскурня. Поскольку Богдан Стельмах написал тетралогию, в планах театра поставить еще три спектакля о жизни Тараса Шевченко. В главной роли — актер киевского театра имени Ивана Франко Петр Панчук. Все герои говорят стихами, что иногда затрудняет восприятие. Однако визуально представление очень светлое (сам Проскурня не раз подчеркивал, что сценография построена по принципу «чистого листа» — мол, все в пастельных тонах, а потому позже будет приобретать иные краски). Своеобразным “восклицательным знаком” является финальная сцена — когда Тарас будто держит на плечах огромный шар-Украину, на который спроектировано изображение Екатерины.

Казанский академический русский большой театр имени В. Качалова привез театральную фантазию по произведению Александра Пушкина «Пиковая дама». Как известно, это история о молодом офицера Германе, который любой ценой хотел разбогатеть и мечтал выиграть большие деньги, играя в карты. Актеры в причудливых костюмах и масках сопровождали это действо чем-то вроде ритуальных танцев. Что касается сценографии, то на сцене разместили в три ряда обычные окна. Время от времени их то поднимали, то опускали, используя как некий интерактивный «занавес», через стекло которого зритель мог «подсматривать» за происходящим.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Удивил и порадовал Национальный театр «Василия Александре» из города Яссы (Румыния). Актерская импровизация по Вильяму Шекспиру «Фальстафф шоу» запомнится черкасщанам надолго. Этот румынский театр уже второй раз приезжал в Черкассы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что спектакли режиссера Иона Сапдару отличаются простотой, искренностью и позитивом. И хотя перед спектаклем актеры объявили, что им уменьшили зарплату на 25%, а поэтому они будут играть на 25% хуже, чем раньше, все же этот прискорбный факт никак не повлиял на их непревзойденную игру. Кроме того, согласно замыслу Сапдару, герои Шекспира периодически прибегали к интерактиву, привлекая зрителей всячески помогать им на сцене, что вызвало восторг.

Наиболее искренним и трогательным спектаклем порадовали львовяне. Маленькие истории большого человека — спектакль «Оскар» за Эриком-Эммануэлем Шмиттом в исполнении Львовского первого украинского театра для детей и юношества никого не оставил равнодушным. В основе спектакля — 14 писем к Богу, которые написал 10-летний мальчик Оскар, больной раком. А на сцене (точнее – в зрительном зале, поскольку зрители сидели на сцене), как ни странно, цитировали Оскара и перевоплощались в него две актрисы — Елена Крылова и Леся Шкапяк. Как признался режиссер Алексей Кравчук, сначала это должен был быть моноспектакль, но потом появилось ощущение, что не хватает диалогов, поэтому пригласили еще одну актрису. В повести «Оскар и розовая дама», Шмитта мальчик действительно общается с медсестрой, которая советует ему представить, что каждый его прожитый день равен десятилетию.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

К сожалению, так и не приехал на «Сцену человечества» белорусский театр из Гродно со спектаклем «Мальчик и Маргарита» (по произведению И. Смирнова-Охотина). Как рассказал директор Черкасского театра Владимир Осипов, белорусы так и не стали участниками «Сцены человечества», ибо помешала болезнь актера, который должен играть главную роль в спектакле. Поэтому вместо «Мальчика и Маргариты» зрители увидели комедийную фантазию из жизни стюардесс «Боинг, Боинг» по Марку Камолетти в исполнении Черкасского академического областного музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко. Спектакль легкий, веселый и полон щемящей ретро-музыки. Его совсем недавно поставил молодой режиссер Олесь Павлютин, но черкасчане уже успели полюбить  героев — ловеласа Бернара и трех стюардесс, с которыми он встречается.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко привез в Черкассы трагикомедию по Вильяму Шекспиру «Буря». Режиссер Сергей Маслобойщиков сразу предупредил зрителей, что спектакль будет «печальным и философским». И был прав. Правда, черкащане таки имели возможность посмеяться, следя за игрой двух шутов (Богдан Бенюк и Василий Баша) — почему-то особое оживление вызвали именно те сцены, где мужчины пьют вино. Между тем, философские монологи Просперо (Петр Панчук) воспринимались совершенно иначе. В общем, в спектакле было немало комедийных элементов, тяготеющих к буффонаде и фарсу. Хотя на самом деле «Буря» — это в определенной степени трагедия, но со «счастливым концом».

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Наибольшее количество зрителей собрал Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки. Вот уже несколько лет подряд его труппа приезжает в Черкассы на «Сцену человечества» и привозит спектакли, которые пользуются особым спросом. В этом году киевляне презентовали комедию «Наполеон и корсиканка» по произведению Иржи Губач. Это история о том, как простая корсиканка вернула радость жизни угнетенному и отчаявшемуся экс-императору. Незаурядное любопытство черкащане проявляли к исполнительнице главной роли — актрисе Татьяне Назаровой («А вы разве не знали, что это жена министра Табачника»? «Да что вы говорите!", — шептались между собой какие-то бабушки).

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Интересно, что на фестивале побывал министр культуры Кабардино-Балкарии Руслан Фиров. Он также является режиссером спектакля Кабардинского государственного драматического театра имени Али Шогенцукова «Восемь любящих женщин». Это иронический детектив за Робером Тома. «Вы только представьте себе — комедия французского драматурга, актеры говорят на кабардинском языке, а играем мы этот спектакль на украинской земле», — так анонсировал спектакль Р. Фиров. Из комедии он сделал трагикомедию — восемь женщин узнают об убийстве хозяина дома и пытаются собственными силами провести расследование и узнать, кто убийца. Языковой барьер иногда мешал воспринимать действо, однако компенсацией было то, что актрисы играли очень искренне.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

В этом году впервые на фестивале была оборудована малая сцена на втором этаже театра. Там каждый день проходило обсуждение увиденных спектаклей. Все желающие имели возможность прийти и пообщаться с актерами, высказать свои мнения относительно их игры, сценографии и т.д. Кроме того, в последние дни «Сцены человечества» здесь происходили показы двух спектаклей. Первым был Черкасский академический театр кукол. Он продемонстрировал спектакль для взрослых «Открыто» (по пьесе «Вдовы» Славомира Мрожека). «Черный» юмор, абсурд, гротеск и трагикомизм очень органично соединились в этом спектакле. Даже возникла мысль, что актеры театра кукол созданы именно для таких спектаклей «для взрослых».

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Второй коллектив — Кировоградский академический областной театр кукол. Он представил спектакль по произведению Михаила Булгакова «Собачье сердце». История превращения песика в человека привлекла режиссера-постановщика Евгения Гимельфарба. Именно он предложил «взяться» за Булгакова, мотивируя предложение тем, что коллектив уже «дорос». Еще ни один театр кукол в Украине не брался на это произведение, поэтому кировоградцы оказались “первопроходцами”.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Сценография спектакля проста — несколько дверей (все происходит “за закрытыми дверями”, которые периодически превращаются в стенды с советскими агитками. Интересно, что вместе с актерами в спектакле “играют” также куклы-марионетки, причем последние олицетворяют как раз партийных активистов.

Читайте также по теме