Введение нормы специальной конфискации в украинском праве инициировал еще Янукович. С тех пор процедуру совершенствуют в интересах действующей власти.
Евросоюз против
В Представительстве ЕС призвали Верховную Раду доработать закон о спецконфискации. Там указали, что очередной законопроект (№4811) «не содержит весомых гарантий защиты прав собственности, что соответствовало бы стандартам ЕС».
В органе напомнили, что совершенствование законодательства по возврату активов, предполагающее также процедуру конфискации, было и является одним из обязательств, которые взяла на себя украинская власть в рамках процесса визовой либерализации. Но новый законопроект там восприняли как «поспешный шаг по внедрению более строгого инструмента» без права на справедливый суд.
В тот же день законопроект был отозван, а ему на смену зарегистрирован другой — № 4890, предусматривающий внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей взыскания в доход государства необоснованных активов и активов, владелец которых не установлен.
Цена вопроса — 50 млрд гривен
Считается, что под спецконфискацию подпадут средства чиновников прежней власти, которые, по версии следствия, были получены незаконным путем. Так, по данным Министерства юстиции и Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, речь идет о 50 млрд грн., которые потенциально могли быть использованы для развития украинской экономики, проведения реформ и поддержки обороноспособности вооруженных сил. Средства эти находятся в трех государственных банках: «Ощадбанк», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк».
Депутат фракции Партии "Блок Петра Порошенко" Иван Винник сообщил, что новая редакция закона создаст механизмы конфискации активов чиновников режима Виктора Януковича.
Но политолог Константин Бондаренко скептичен: «У нас очень часто, когда пишут законы, думают, что эти законы будут действовать не против тех, кто их создает, а против их оппонентов. А потом, соответственно, эти законы оборачиваются против их инициаторов».
Он прогнозирует, что в будущем закон может быть применен к представителям нынешней власти, например, к оффшорам Президента Петра Порошенко. Эксперт напомнил, что В. Янукович, будучи президентом, выступал за закон о заочном судопроизводстве в случае, если Юлия Тимошенко выедет за рубеж и откажется возвращаться. Этот закон тогда не был принят, но сейчас поднимают вопрос, чтобы можно было судить заочно самого В. Януковича.
Начал Янукович
Формальным основанием для появления в Украине института специальной конфискации стал закон, принятый в апреле 2013 года и подписанный президентом В. Януковичем. Он входил в безвизовый пакет и назывался: «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины». В декабре 2013 тот закон вступил в силу. Затем механизм специальной конфискации неоднократно изменялся.
«Нет предела совершенству», — иронизирует адвокат Андрей Сидоренко и напоминает, что закон меняли в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах.
Последние изменения 2016 года, принятые в первом чтении, представительство ЕС раскритиковало в уже знакомых нам выражениях: «не содержит достаточных гарантий защиты права собственности», «не предусматривают необходимой защиты права на честный суд» и т. п.
Директор Института Евроатлантического сотрудничества Александр Сушко отмечает, что по европейским стандартам, у человека нельзя конфисковать имущество, если нет судебного решения. «Под видом возврата денег «семьи» Януковича предлагают внедрить абсолютно несоответствующий европейским стандартам механизм конфискации имущества», — поясняет он.
Визы и мафия
По мнению А. Сушко, покольку спецконфискация входит в список законов, которые принимались на выполнение плана по безвизовому режиму, то его переделка может дать повод для разговоров о том, что Украина не справилась с задачей, а значит, нужно снова отложить введение безвизового режима.«Существует угроза, что на волне популизма будут делаться шаги назад», — опасается эксперт.
Напомним, до 2015 года арест мог быть наложен только на имущество подозреваемого или обвиняемого, а после принятия «законов о спецконфискации» конца 2015 — начала 2016 годов ситуация в корне изменилась. Теперь суд может наложить арест на имущество любых лиц, а не только подозреваемых или обвиняемых, если стороной следствия будет доказано наличие «достаточных оснований» считать, что имущество может подлежать спецконфискации.
Как же намерены действовать власти? Ответ находим в заявлениях министра Юстиции Павла Петренко. Он приводит в пример итальянскую практику, и рассчитывает применить подобное в Украине. «Янукович создал мафиозную структуру с классическими элементами. Органы власти, криминалитет, представители бизнеса срослись в один клан. Весь госаппарат на них работал», — говорит министр.
Но пока это лишь его мнение. Как известно, следствием по резонансным делам прошлой власти руководит Генпрокуратура. То, что В. Януковичу готовится обвинение в создании преступной организации, действовавшей 4 года, заявлял в 2014 году генпрокурор Виталий Ярема. Летом прошлого года подобное анонсировал Виктор Шокин. По его словам, если исходить из того, что существовала преступная группа, возглавляемая В. Януковичем, то уже не так важно, в какой форме давались команды.
«Изначально следствие, на мой взгляд, должно было бы пойти по этому пути: доказать существование преступной группировки – раз, два – внутренние связи в этой группировке, её фигурантов», — пояснял он.
«Принимается судьей единолично»
Как обвинить прежнюю власть в создании преступной группировки советовал Юрий Луценко, когда еще не был генпрокурором. «Для этого надо доказать несколько ярких фактов хищения командой Януковича страны в его интересах. Для этого нужно доказать личную выгоду Януковича от создания этой организации», — заявлял он.
Отметим, что по прежним редакциям нормы о спецконфискации, подобнее утверждения следовало доказывать. Последний законопроект № 4890 предусматривает, что решение о спецконфискации по ходатайству прокурора принимается судьей единолично.
Эксперты не сомневаются, что инициатива может стать палкой о двух концах. Так, начальник Главного управления "К" СБУ генерал Виктор Трепак констатировал в СМИ: «В значительной степени сохранены принципы реализации власти. Восстановлены и запущены в работу теневые схемы в экономике, банковской сфере, на таможне. Восстановлен институт «смотрящих». Таким образом, коррупционный режим никуда не исчез. Более того, с каждым днем он все больше и больше восстанавливается и утверждается».
Политическая судьба действующей власти зависит от выборов. И президентские и парламентские должны состояться в 2019 году. ЕС настоятельно советует украинским вельможам позаботиться о «весомых гарантиях защиты прав собственности». А связанный с этим безвизовый режим еще не предоставлен.
Пока его одобрил лишь комитет Европарламента по иностранным делам. Решение направили в Комитет по гражданским свободам, который также будет голосовать по предложению об отмене виз для Грузии, Украины и Косово после летнего перерыва.