16 сентября 2010 года исполняется ровно десять лет со дня исчезновения и гибели журналиста Георгия Гонгадзе. Мы все помним, как это было: в ноябре 2000 года с трибуны Верховной Рады тогдашний спикер Александр Мороз «прокрутил» пленки Мельниченко, на которых голосами Президента Леонида Кучмы, министра МВД Юрия Кравченко и главы администрации Владимира Литвина обсуждалась персона «этого грузина».
Убийство Гонгадзе стало катализатором мощных политических процессов в Украине — страну всколыхнули акции «Украина без Кучмы» и «Восстань, Украина», во главе которых были социалисты, комунисты и сторонники Юлии Тимошенко. Эти события через четыре года переросли в Майдан с которого в большую политику стартовал Президент Ющенко и премьер Тимошенко, а Мороз вторично возглавил парламент. Собственно говоря, многие украинские деятели — Пискун, Ющенко, Луценко — сделали себе политическую карьеру буквально на костях Гонгадзе. Без преувеличения можно сказать, что кассетный скандал изменил и политический ландшафт Украины: была принята конституционная реформа, радикально сократившая полномочия главы государства. Наверное, смена государственного управления, является самым главным «последствием» кассетного скандала. На втором месте — негативный международный имидж Украины — «страны, где отрезают головы журналистам и покрывают высоких должностных преступников.
Сегодня новая власть как бы попыталась поставить точку в деле Гонгадзе. Виктор Янукович сделал то, что Виктор Ющенко обещал в самом начале своей каденции: назвать виновников этого преступления. Дело сделано. Какие последствия разоблачений?
Первое. Завершение дела Гонгадзе ставит точку в споре, кто все-таки был заказчиком убийства Георгия? Экс-глава МВД Юрий Кравченко погиб при странных и не выясненных обстоятельствах: две пули в голову. Он оставил посмертную записку, в которой уверял, что является жертвой политических интриг. Сейчас вывод Генпрокуратуры однозначен: покойный министр отдал приказ об убийстве Гонгадзе, выполнил который нынешний обитатель СИЗО Пукач. Что это значит? То, что всей правды мы никогда не узнаем: мертвые не раскрывают тайн, унесеннях в могилу. Может теперь спокойно спать экс-президент Кучма. Но еще лучше себя чувствует глава парламента Владимир Литвин — он полностью обелен и больше никто не будет подозревать его в заказе неугодного журналиста. Такой подарок дорого стоит и Литвину придется оказать встречную услугу. Или — услуги. Уже понятно в чем она будет заключаться: имплементация парламентом результатов отмены конституционной реформы и пролонгация сроков полномочий нынешней Верховной Рады. Круг замкнулся: убийство Гонгадзе дало толчек к изменениям в Конституцию, раскрытие преступления — обратный ход и отмену политреформы. Леонид Кучма превращается снова в образец последовательности и демократии, и понятие «кучмизм» перестает носить негативный оттенок. Окончательно поставлен «крест» на политических перспективах главного «раскрутчика» касетного скандала- Александра Мороза. Истина установлена и его позиция по поводу организаторов убийства, а также по поводу конституционной реформы резко и немедленно обесценились. Новой власти Мороз не интересен… />
Второе. Президент Виктор Янукович является тем человеком, который смог довести до конца расследование убийства известного журналиста. Именно при Януковиче, а не при Ющенко были названы виновные всех уровней — от исполнителя до заказчика. Медиа-профсоюзам, а также движению «Стоп, Цензура!» придется поумерить критический пыл в адрес «душителей прессы» в Украине. Всем остальным признать: со свободой прессы и защитой журналистов в Украине все в порядке.
Третье. Автоматически повышается и международное реноме украинского лидера: зарубежные медиа-эксперты, совсем недавно критиковавшие Виктора Януковича из-за сворачивания прав и свобод в Украине, теперь вынуждены будут признать его роль в расследовании самого резонансного преступления десятилетия. А мониторинговый Комитет ПАСЕ, державший Украину «под колпаком», сейчас обязан снять все контрольные барьеры. И признать — в Украине не меньше демократии, чем в других европейских странах. Более того, в кои-то веки украинские лидеры смогли встать в позу обвинителей, а не в позу оправдывающихся. В среду в Чернигове экс-президент Кучма открыто назвал дело Гонгадзе международной провокацией и заказом иностранных спецслужб — с целью дискредитировать Украину.
Четвертое. Выбит солидный козырь из рук оппозиции. Много лет «карта Гонгадзе» разыгрывалась оппозиционерами, обвинявшими власть в преднамеренном сокрытии заказчиков преступления против журналиста. Имена, как известно, назывались громкие — на пленках Мельниченко «слышались» голоса Николая Азарова и Леонида Деркача, Леонида Кучмы и Владимира Литвина, Александра Волкова и Игоря Бакая. Каждый «фрагмент» пленок перерастал в политический скандал. После завершения расследования и вынесения приговора, протестные силы больше не смогут бороться против «преступного режима» с помощью обвинений в нарушениях прав и свобод человека. Недаром же майор Мельниченко уже заявил, что не станет давать показаний в суде. И даже больше: экс-бодигард Президента также подтвердил, что пленки — это часть спецоперации против Литвина и Кучмы.
Игра окончена. Больших никто не соберет политических дивидендов на деле Гонгадзе. Более того, многим видным деятелям оппозиции еще придется «отмываться» от обвинений в том, что массовые акции протеста против своеволия власти — хорошо проплаченные западными спонсорами мероприятия. Это серьезно ударит по многим из людей Блока Тимошенко- самой Юлии Владимировне, Юрию Луценко, Олегу Ляшко, Тарасу Черновилу. После заявлений о «проплаченной борьбе» очень немногие будут делать ставки на митинги и демонстрации, а тем паче, собирать Майданы. Эта форма протеста себя уже дискредитировала.
Пятое. Реабилитируются силовые структуры. Выявление заказчиков и исполнителей убийства Гонгадзе, задержание генерала Пукача, вынесение ему приговора — должны поднять авторитет МВД и Генпрокуратуры в глазах общественности. Как говорила Юлия Владимировна: «Справедливость есть. За нее стоит бороться».