А вот такого никто не ожидал: картина, которую протолкнули на «Оскар» по 12 номинациям, – с треском проваливается. Это чопорный «Линкольн» от живого киноклассика Стивена Спилберга. Фильм от голливудского красавчика-выскочки, актера средней руки Бена Аффлека — «Операция «Арго» — устами самой Мишель Обамы определен как лучший фильм Америки (и, почитай, всего мира) на церемонии «Оскар-2013». Любопытно в этом году легла золотая премиальная карта.
Бен Аффлек никогда в жизни не входил в элиту американских актеров «первого ряда». Тем более никогда он не входил и в лигу «режиссеров-первачей». Смазливый голливудский красавец успешно снимался в триллерах, боевиках (наподобие «Цены страха»). Затем начались его скромные режиссерские опыты, вызывавшие добродушное, но беззлобное подтрунивание со стороны коллег и критиков («Город воров», «Прощай, детка, прощай», «Я убил жену-лесбиянку и повесил ее на мясной крюк»). В этом ряду была даже одна относительная удача. Но чтобы допрыгнуть в этом году до макушки дядюшки Оскара?! От подобного букмейкеры упали в обморок, не на того поставив. А почему? А потому что они не посоветовались с ЦРУ. Очевидно, это ведомство в текущий период и вдохновило киноакадемиков на сногсшибательный выбор «самой лучшей картины года».
В основе фильма-триумфатора как бы реальная история. Тегеран-1979. Террористы и заложники. Охваченный революцией Иран. В плену оказывается группа американцев, которых ЦРУ и выдает за «киногруппу», снимающую фантастический боевик в восточных интерьерах. Само собой понятно, что ум и смекалка американцев, оказавшихся на передовой, раскрываются по полной программе именно в экстремальных обстоятельствах. Как по лезвию ножа они проходят по линии огня. Чудом спасаются. Америка торжествует. Дипломаты счастливы. И еще один миф о несокрушимости американской военно-разведывательной машины – с пылу с жару.
Как остроумно заметил писатель Александр Генис, «подобный сюжет льстит всем». В первую очередь, он льстит американскому самомнению, которое ради красного словца не пожалеет ни матери-истории, ни родного отца. И пойдет на любые подтасовки и выставит эту, не во всем правдоподобную киноисторию, – именно в том свете, который и выгоден американскому текущему политмоменту. И конкретно – Пентагону. И даже то, что главная награда досталась «Операции «Арго» из рук первой леди Америки многое объясняет.
На самом же деле, реальные события довольно далеки от голливудской иллюзорности, представленной Беном Аффлеком. Спасение шести американских дипломатов из заключения в Тегеране, по мнению многих историков, это скорее дело случая, дело чуда, но не профессиональных изысков ЦРУ. Много сомнений и много дискуссий в разное время вызывал сам материал, который лег в основу картины Бена Аффлека. А это книга Тони Мендеса «Мастер маскировки» и статья Джошуа Бирмена «Побег из Тегерана». Есть мнение, что и в этих трудах факты причесаны под гребенку американской самодостаточности, которая является главным движущим мотором – конкретного мифа, стиля жизни и успеха на «Оскаре».
Поэтому и фильм «Операция «Арго», как бы основанный на «реальных» событиях, но лишенный очевидных художественных достоинств (качественный триллер, не более того), знаменует собою важный этап очередного слияния Белого дома и кинодворца на холмах Голливуда. И за бортом в списке «лучших картин» действительно остаются лучшие в этом году… Как, например, фильмы Энга Ли или того же Спилберга. Только потому что «так удобней», «так целесообразней». Белый дом продуцирует мифы о своей несокрушимой всепобедительности. А Голливуд эти мифы доводит до абсолюта. Между прочим, украинским кинематографистам, которые бессмысленно проходят сквозь «огонь», стоило бы поучиться у американцев именно этому – мифотворчеству на пустом месте. За такое хотя бы «Оскары» дают…