Андрей Кислов
09:00 02/04/2021

Срочная приватизация: найти 12 миллиардов

План по приватизации не выполняется годами, но на этот раз вопрос вынесли на внеочередное заседание Рады. Эксперты говорят, что речь не об инвестициях — это лишь «разовая продажа» деньги о которой потребовались для заполнения дефицита госбюджета.

Продать акции Нафтогаза, Укрпошты, Укрзализныци

Невзирая на карантин рада провела внеочередное заседание. Предлогом для его созыв изначально служил инцидент на Банковой, где радикалы разрисовали краской из баллончиков стены Офиса Президента.

Однако, повестка дня оказалась обширной. В частности, Рада одобрила в первом чтении законопроект о частичной приватизации Нафтогаза, Укрпошты и Укрзализныци.

Так, законопроект допускает частичную приватизацию для: АО «Укрзализныця», АО «Укрпошта», НАК «Нафтогаз Украины». В них доля государства не может составлять меньше 50% + 1 акция. Еще 102 госпредприятия могут быть переформатированы в хозяйственные общества. Доля государства в них также должна составить 50% + 1 акция. Среди таких предприятий — ГП «Антонов», КБ «Луч», ГП «Львовский бронетанковый завод», ГП «Житомирский бронетанковый завод» и ГП «Одесский авиационный завод» и ряд еще предприятий по производству и ремонту техники.

Это должно способствовать привлечению инвестиций в экономику Украины и снятию ограничений инвестиционной деятельности, говорится в пояснительной записке. Но эксперты скептичны

«Из обещанных властью 12 миллиардов гривен за счет большой приватизации, Украина сможет получить только 2 миллиарда гривен.   То есть страна вместо 12 миллиардов, заработает только  два», — говорит экономист Александр Охрименко. По его словам, на объекты, которые сейчас предлагаются к приватизации, «особо нет желающих покупателей».

Разве что представители власти и олигархи могут попытаться скупить дешево те или иные госпредприятия. Основную часть средств госбюджет может получить за счет приватизации «Центрэнерго»- считает Охрименко

Напомним, что Президент Владимир Зеленский 23 марта заявил, что государство восстановило контроль над одним из крупнейших предприятий энергетической отрасли Украины – ПАО «Центрэнерго», которое перешло под операционный контроль группы «Приват» Игоря Коломойского  с июля 2019 года, после избрания президентом Владимира Зеленского. Но недавно там поменяли гендиректора.

Кроме «Центрэнерго», по мнению Охрименко, власти снова попытаются выставить на продажу Одесский припортовый завод (ОПЗ), который не могут продать уже много лет. «Опять же возникает вопрос, кто его будет покупать. На сегодняшний день по тем ценам, за которые хотят продать завод, реальных покупателей для ОПЗ нет. Будет больше разговоров, чем приватизации»,- рассудил А. Охрименко.

«Больше разговоров, чем приватизации»

Напомним, что в госбюджете 2021 запланировано 12 млрд грн поступлений от приватизации. Из них 9 млрд грн – от большой приватизации- то есть от продажи крупных предприятий. Объектами большой приватизации считаются предприятия, стоимость активов которых за последний год превысила 250 млн грн., для их продажи с аукциона должны привлекаться советники. Все меньшее — это малая приватизация. Она проходит только на электронных платформах.

В 2015 году власти ожидали получить от продажи государственных предприятий 17 млрд грн, но получили 151,5 млн. В 2016 году ожидали от приватизации 17 млрд грн, но получило только 0,2 млрд грн. В 2017 году планировали получить 17,1 млрд гривен, а получили 3,3 млрд гривен. В 2018 ожидали получить 22 миллиарда гривен. Но получили 0,3 млрд грн, поскольку стартовала только малая приватизация., поясняли в Министерстве финансов.

Примечательно, что именно тогда процесс приватизации упростили. Согласно закону, вступившему в силу в марте 2018 г., на продажу крупных предприятий должно уходить 11 месяцев, малых предприятий – 5 месяцев.

В 2019 году планировали  получить от приватизации 17 млрд грн, а получили 0,5 млрд грн. В 2020-м изначально хотели получить 12 млрд грн от продажи госимущества. Но после начала пандемии коронавируса и пересмотра бюджета-2020 ожидания снизили до 500 млн грн. Тем не менее, в бюджет поступило 1,6 млрд грн.  Самый дорогой проданный объект – киевский отель «Днепр» – стоил 1,1 млрд грн.

В декабре 2020 года правительство предложило Верховной Раде разблокировать большую приватизацию в 2021 году – то есть снять ограничения на продажу ряда объектов: это 5 теплоэлектроцентралей, три облэнерго, предприятий «Большевик», Одесский припортовый завод, Объединенная горно-химическая компания, «Президент отель».

«В нашем инвестиционном меню»

Деньгами от продажи государственных объектов хотят наполнить Бюджет-2021. Ради этого надо исключить из законодательства пункт, согласно которому временно, на период карантина и ограничительных мер из-за пандемии коронавируса, существует запрет на проведение аукционов по продаже объектов большой приватизации.

После внеочередного заседания Рады, 30 марта, глава Фонда государственного имущества Дмитрий Сенниченко уже анонсировал продажу первых объектов большой приватизации.

«Первые аукционы большой приватизации состоятся уже летом. «Объединенная горно-химическая компания, киевский завод «Большевик», «Президент Отель», а впоследствии и многое другое — каждый инвестор найдет в нашем инвестиционном меню что-то на свой вкус», — написал глава ФГИ в соцсети Facebook.

Экономист Виктор Скаршевский в комментарии comments.ua отметил, что приватизация – «это не инвестиции, как нас уверяют, а лишь разовая продажа». А деньги от нее идут на финансирование дефицита госбюджета, на проедание.

Он привел данные Нацбанка о том, что капитальные инвестиции в экономику сократились почти на 40%, а сальдо прямых иностранных инвестиций показало отрицательную величину в минус 400 млн долларов. А также -данные Минэкономики, по которым доля государства в экономике составляет 10% а 90% — это предприятия негосударственной формы собственности.

«Если мы приватизируем оставшиеся 10%, надеясь, что хлынут инвестиции, возникает логичный вопрос — почему они не хлынули в текущие 90% негосударственных предприятий?»- спрашивает экономист.

Он подчеркивает, что предприятия с государственной формой собственности, зачастую сосредоточены в энергетическом секторе и транспортной отрасли. Там, где находятся естественные монополии: Нафтогаз, Центрэнерго, Укрзализныця.

«Там, где есть естественные монополии, почти не так важна форма собственности, как важны действия регуляторов»- отмечает Скаршевский. Дескать, если эти регуляторы действуют неэффективно, то и естественные монополии работают в убыток, в том числе по непрозрачным схемам. «Поэтому, если будет приватизация ,или частичная приватизация естественных монополий или части предприятий, входящих в их структуру, это не изменит ситуацию», — считает экономист.

Андрей Кислов

 

Читайте также по теме