Накануне Соединенные Штаты Америки в ультимативной форме потребовали от Исламской Республики Иран прекратить поддержку армии законного президента Сирии Башара аль-Асада и полностью отказаться от своих ядерных разработок. В противном случае Белый Дом не исключает так называемого «превентивного удара» по ИРИ со стороны Персидского залива.
Тегеран выразил по этому поводу недоумение, но, в свою очередь, заявил, что располагает всеми необходимыми возможностями для того чтобы дать Америке «достойный отпор». По мнению международных экспертов, противостояние двух влиятельных государство может завершиться локальной войной.
Недоумение Тегерана в связи с пресловутым американским заявлением можно понять. Дело в том, что, в отличие от Вашингтона, он не проводит каких-либо активных боевых действий на территории Сирийской Арабской Республики. Определенную поддержку армии САР действительно оказывают добровольцы из иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), но в военных операциях они либо не участвуют совсем, либо участвуют на неофициальных основаниях. В то же время Пентагон не только регулярно снабжает сирийскую оппозицию и даже террористическую группировку «Джебхат-ан-Нусра» современным оружием и боеприпасами, но и атакует с воздуха позиции правительственной армии. Впрочем, подобные тонкости американский Государственный департамент явно не волнуют: свое слово по Ирану он сказал.
Следует особенно отметить, что формально к боевым действиям против Исламской Республики Иран Америка готова. На днях она укрепила базы своих ВМС в Кувейте и Омане, а также перебросила в Саудовскую Аравию дополнительные силы подразделения военно-воздушных сил. Правда эти действия Вашингтон объясняет необходимостью усиления борьбы с терроризмом. Кстати, в данном конкретном случае истинные планы Пентагона косвенно раскрыла именно главная региональная союзница Вашингтона – Саудовская Аравия. Эр-Рияд, желающий снизить растущее влияние Ирана в том же Персидском заливе, оставила за собой право нанести удар по расположенным в ПЗ иранским кораблям – в том случае, если «иранские шииты не уберутся из Сирии». Дескать, Соединенные Штаты поддержат саудитов в этом начинании.
Несколько иначе обстоит дело со второй частью американского ультиматума Ирану. Согласно официальной информации, распространенной по каналам МАГАТЭ, международное надзорное ведомство отметило, что ИРИ «полностью соблюдает так называемую «ядерную сделку» и не занимается обогащением урана. Но вот ведь в чем дело – в том случае, если Белый Дом не изменит своей позиции и не откажется от всяческих условий по отношению к Тегерану, Исламская Республика реализует проект по созданию ядерных силовых установок для морских судов, что наверняка приведет к срыву существующих договоренностей.
«В обоих случаях можно констатировать, что над Персидским заливом, образно выражаясь, сгущаются тучи, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA арабский политолог Хасан аль-Дами. – Невыполнение Ираном американских требований в лучшем случае грозит Тегерану новыми жесткими санкциями, которые наверняка будут нарушены. А малейшая военная провокация чревата затяжными боевыми действиями». По мнению аль-Дами, изменить ситуацию к лучшему может лишь непосредственное дипломатическое посредничество третьих стран. Похоже, ИРИ это прекрасно понимает. На днях иранский министр иностранных дел Джавад Зариф провел телефонную беседу со своим китайским коллегой Ван И, и заручился поддержкой Китая в Ближневосточном вопросе. Детали беседы держатся в секрете, однако предполагается, что речь шла об укреплении совместного влияния Тегерана и Пекина на урегулирование ситуации в Сирии. Помимо прочего, свою посильную помощь в возможных переговорах с Вашингтоном Ирану предложила Россия.
Как бы там ни было, упомянутая ближневосточная тема, включая ситуацию в Заливе, будет рассмотрена на ближайшем заседании Совета Безопасности ООН. Международные дипломаты в очередной раз попробуют предотвратить втягивание в сирийский конфликт новых государств. Получится это или нет – мир узнает в течение ближайших нескольких недель.