Антиолигархический закон уже подписал Президент — в документе устранили правовую коллизию. Эксперты отмечают, что проблему олигархов закон не решает, но дает власти рычаги влияния на владельцев СМИ.
«И мы будем не очень хорошо выглядеть»
Верховная Рада внесла поправки в закон об олигархах из-за правовой коллизии, возникшей в результате голосования в сентябре. Теперь документ подписал Президент.
В законе уточнили, что решение о признании олигархом принимает Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) на основании представления: Кабмина; любого члена СНБО; Нацбанка, СБУ; Антимонопольного комитета (АМКУ).
Как известно, президентский законопроект изначально предусматривал, что вести так называемый реестр олигархов будет СНБО. Однако, экс-спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков внес поправку, согласно которой решающую роль в признании человека олигархом должно принимать Национальное агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), которое ведет перечень олигархов.
По его задумке определять, кто именно относится к олигархам, должна максимально независимая структура, а не Совет национальной безопасности и обороны во главе с президентом.
«У СНБО нет функций признания того или иного человека кем-либо. Точно так же это будет граничить с полномочиями и других членов СНБО. Чтобы не получилось, как с законом о Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБУ): через какой-то промежуток времени Конституционный суд скажет свою позицию, и мы будем не очень хорошо выглядеть как внутри государства, так и за его пределами», — рассуждал Разумков.
Закон принимали до экспертизы Венецианской комиссии, и в ходе голосования 23 сентября были одновременно приняты различные толкования этой статьи. Хотя спикер с тех пор уже сменился, законопроект не могли направит на подпись Президенту.
Причем, когда о коллизии стало известно, звучали заявления, что новое голосование не понадобится, потому что депутатов, якобы, просто ввели в заблуждение работники аппарата Рады, а принято все было правильно. Затем сообщалось о попытке фальсификации проголосованного текста закона на уровне парламентского комитета: якобы там пытались вычеркнуть из принятого текста закона упоминания о НАПК.
В конце концов коллизию устранили голосованием. Кроме того, приняли уточнение, которое позволяет кандидату на попадание в список олигархов устно дать свои объяснения прямо на заседании СНБО, а не в письменном виде.
Как известно, по принятому закону, аппарат СНБО за 10 рабочих дней до дня проведения своего заседания, на котором запланировано рассмотрение представления о признании определенного лица олигархом, направляет по месту его регистрации уведомление о заседании. В сообщении должны быть изложены признаки, по которым лицо может быть признано олигархом. Уведомление также публикуется на сайте СНБО.
Признаками служат четыре критерия. Чтобы прослыть олигархом, достаточно соответствовать трем из них: участвовать в политической жизни; иметь значительное влияние на СМИ; быть конечным бенефициарным владельцем субъекта хозяйствования, который занимает монопольное положение на рынке; владеть активами на 1 миллион прожиточных минимумов. Сейчас эта сумма составляет 2,27 миллиарда гривен, или около 85 миллионов долларов.
Внесение в списки влечет последствия: тем, кто подпадет под статус олигарха, будет запрещено делать взносы в бюджеты политических партий, финансировать политическую агитацию и митинги. Также олигархам запретят участвовать в «большой приватизации». А как известно, объектами большой приватизации считаются предприятия, стоимость активов которых за последний год превысила 250 млн грн. Все меньшее — это малая приватизация, которая проходит на электронных платформах.
«Офис Президента сам хочет быть олигархом»
Олигархам по новому закону предписывается подавать имущественную декларацию, как делают государственные чиновники. А чиновники, в свою очередь, обязаны после общения с олигархом подать в СНБО специальную декларацию.
«Декларация о контактах (с олигархом) должна содержать ведомости о: подавшем ее лице, о лице, включенном в реестр (олигархов или) его представителе, с которым состоялся контакт, дату и место встречи или разговора, ее короткое содержание», — говорится в законе. Особо уточняется, что такие декларации нужно будет подавать и на разговоры в режиме онлайн.
Примечательно, что закон накладывает обязательство и на фигурантов реестра олигархов. При любом контакте с политиком или чиновником олигарх должен будет предупредить своего собеседника о своем статусе и обязанности задекларировать общение.
Ведь если политик или чиновник не подаст декларацию о контакте с олигархом, это может стать основанием для «привлечения к политической или дисциплинарной ответственности». То есть, для увольнения с должности, как уточнил министр юстиции Денис Малюська.
Закон подвергался критике изначально, ведь он не решает проблему монопольного влияния, а лишь выдвигает требования. Миллиардеров же обслуживают высококвалифицированные юристы, и им не проблема заполнить е-декларацию – отмечал в СМИ доктор юридических наук, экс-нардеп Виталий Журавский.
Он констатировал, что анализ финансовых отчетов всех партий, представленных в парламенте, свидетельствует, что там отсутствуют следы финансирования миллиардерами. «Все это делается, как правило, через подставных юридических и физических лиц. А в основном – большой суммой наличных денег. Об этом знают все, кто хоть раз всерьез занимался президентскими или парламентскими выборами», — отмечал Журавский.
По его убеждению, в «большой приватизации» олигархи тоже смогут участвовать через подставные фирмы. «Это вообще для них не проблема», — отмечал юрист. Кром того, по его словам, «имея серьезные капиталы, гораздо удобнее и безопаснее инвестировать средства в другие экономики, чем в украинскую с непредсказуемым будущим».
Ограничить влияние миллиардеров, по его мнению, можно только путем принудительной демонополизации. «В законопроекте об этом ни слова. Бизнес-империи в руках одних и тех же лиц», — сетовал Журавский.
Тем не менее, влияние этого закона прогнозируют. Так, народный депутат Сергей Магера заявил: «Этот законопроект не про олигархов, не про деньги. Это про монополизацию влияния на средства массовой информации».
По его словам, вступление в силу закона будет означать, что «вы справедливость никогда не получите, вы не сможете отстаивать свою точку зрения нигде». «Потому что монопольно будет решать по сути дела один человек. Сегодня – это Зеленский. Завтра – еще неизвестно, кто может быть», – заявил он.
Аналогичное мнение высказал экс-нардеп Борислав Береза. По его словам, закон нужен Офису Президента для того, чтобы контролировать каждого, кто является собственником любых СМИ. Он заявил: «Офис Президента сам хочет быть олигархом. Весь офис. Каждый человек, который там работает, хочет просто заменить этих олигархов собой. Они не хотят, чтобы не было олигархов в стране, они хотят стать олигархами. А для этого им нужны свои СМИ, для этого нужен контроль над чужими СМИ».